top of page

Я Барак.Глава5.Перевод Автор - Узи Бен-Канаан.

У Ами, моего друга, был день рождения. На другой день в детском саду, когда воспитательница не мешала, Ами рассказал мне о подарках, которые получил. Что принёс каждый, кто принёс каждую вещь, и что самое лучшее, cамое прекрасное и самое красивое. После сна я знал всё, что возможно знать о подарках и о тех кто принёс их. Нетерпеливо ждали, чтобы уже вернуться домой и когда уселись, наконец, в комнате Ами, вынул Ами подарки и мы оба проверяли их, щупали и нюхали каждый отдельно.

— Что это? –спросил я когда увидел между подарками бинокль.

Значит, тогда я ещё не знал, что это бинокль. Из-за этого я спросил.

— Это бинокль. –Сказал Ами. –Когда смотришь далеко в одну сторону, всё выглядит близко и страшно большое. В другую сторону точно наоборот: Всё выглядит маленьким и далеко.


Я приблизил бинокль к глазам и глядел: “Ами, у тебя есть царапина на носу! “

-Барак, ты посмотри в другую сторону, выглядит маленькое и далеко. Это вообще не мой нос, это красное пятно на занавеске.

Я перевернул бинокль.

-Верно, ты прав.–Сказал я.–Сейчас я вижу, это действительно пятно на шторе.

— Нет! – сказал Ами, — то что ты видишь сейчас, это действительно царапина на моём носу, это со вчера. Я закрыл себе дверь на нос.

—Бинокль прекрасный.–Сказал я.

Ами уже был занят другими подарками и не выглядел восхищённым.


—Ночью–сказал я, —конечно, видим в близкую сторону луну, как лампочку близко, нет?

—Я не знаю, —сказал Ами. Давай играть в лото с картинками, есть у меня лото с животными из Африки.

—Я знаю, сказал я, -я принёс тебе его.

Если бы Ами не был мой друг, я бы сказал, что он не очень умный. Но он мой друг.

Мы играли в лото, но всё время я не хотел прекращать смотреть в бинокль. Вдруг появились в комнате мой брат Одэд и брат Ами, большие и надутые.


—Убирайтесь один и другой! —Толкнули нас, вдобавок ужасным движением рук.

—Поиграем у тебя–предложил Ами. Он взял с собой несколько игр. Я взял бинокль.

Когда позвали Ами домой, он собрал быстро игры и ушёл. Бинокль забыл. Я не сказал ничего, не напомнил. Ждал час, когда луна поднимется, и решил, что верну Ами бинокль когда вспомнит о нём.

Уселся на кровать и рассматривал всевозможные вещи в комнате. После того как закончил смотреть это всё, все вещи большие и маленькие, близко и далеко, наклонился к окну и наблюдал снаружи.


Серая мышка сновала в куче белых камней и я следил за всеми её движениями,

и искривлялся по всему её движению.

Но вдруг наткнулся бинокль на рамку окна, соскользнул у меня с рук, упал опустившись вниз и разбился на земле на маленькие кусочки.

Я был ошеломлён. Даже не мог кричать, т.к. язык мой испугался как я и не хотел

двигаться. Колени мои дрожали и не давали моим ногам развить сумасшедший бег по лестнице вниз, за разбитым биноклем, который я взял без разрешения. Наконец сбежал вниз и затаив дыхание быстро собрал разбитое, что было разбросано на песке. Даже осторожней собрал стёкла, чтобы не блестели на песке. Чтобы не обнаружили, что Барак вор. Поднялся домой. Около двери папы прошёл на цыпочках.


Одэд не был дома, так что я мог войти в свою комнату, найти кулёк и сложить в него кусочки пластика и стекла.

—Папа, -позвал я по дороге к кухне –я готовлю себе сендвич и сок лимона, ты хочешь, чтобы я приготовил также тебе?

— Спасибо, Барак, нет необходимости – ответил папа из-за двери – мама и я кушаем вечером у друзей. Готовь только себе. Приятного аппетита!

—Спасибо — сказал я и зажёг свет на кухне. На холодильнике стояли копилки моя и Одэд. Маленькая красная коробка полна карманных денег, которые мы сберегали чтобы купить “вещи действительно большие”. В тот момент я знал, что “вещь действительно большая“ будет на этот раз бинокль.


Но сендвич, сок лимона и вместе с ними копилка вынуждены были немного подождать, т.к. в этот момент ворвалась домой мама как бурный ветер, сообщила папе, что нет времени, вынула из его рук кисточку и побежала с ним к двери, с трудом он успел вытереть краску с рук. Они ушли, и тогда я знал что я один. Один с моей копилкой. Это то, с чьей помощью я куплю Ами новый бинокль, который будет как бинокль прежний, разбитый.

На другой день я вертелся в саду со всеми звенящими монетами в кармане и всё время опасался, что Ами скоро спросит о его бинокле.

Но он не спросил. Ами был дежурный и носился без остановки между столами, которые нужно было обустроить, разбросанными игрушками, которые нужно было собрать и доской, которая ждала, чтобы её вытерли.


Когда пришёл час, чтобы возвращаться домой, снял быстро передник и чтобы не опоздать – я бежал всю дорогу до магазина подарков.

-Есть у вас бинокль с чёрными и белыми полосками вокруг стекла? -спросил я продавца, который готовился уже закрывать магазин и идти домой.

—Если ты действительно хочешь знать...-улыбнулся мужчина, когда увидел, что я действительно хочу знать, — есть! Даже два! Один с жёлтыми полосками, кажется

мне…

—Нет! Нет!- Сказал я.- С белыми и чёрными!

Продавец опустил закрытую коробку и спросил: “Это ты имеешь ввиду?”

—Я думаю – ответил я. У меня уже не было терпения: “ Можно посмотреть его, пожалуйста?”


—Я открываю только после того как мне заплатят – сказал продавец, — но ты можешь посмотреть на картинку, которая на упаковке.

Да, это был бинокль точно как у Ами.

—Хочешь купить? – спросил продавец. Делаю “Да” головой.

—Пятьдесят лир, пожалуйста! — Сказал продавец и начал упаковывать бинокль в цветную бумагу. Я вывернул карман и опустошил всё, что было в нём, на стол. Когда продавец уселся считать монеты, он взглянул на меня странным взглядом.

—Бинокль стоит пятьдесят лир, – сказал – а здесь меньше. Сейчас я спешу домой, но если принесёшь после обеда, можешь купить что-нибудь другое на ту сумму которая есть тут.


Я вернулся домой разочарованный и приведённый в отчаяние, не знал что делать. Вертелся между пустыми комнатами и искал решение. В конце лег на мягкую папину и мамину кровать и следил за мухой, которая чистила себе крылья с помощью ног.

Вдруг вспомнил о выдвижном ящике около кровати. В этом ящике мама оставляла

каждый месяц деньги, чтобы оплатить воду, телефон, электричество, и вообще на всевозможные вещи которые не чувствуем, что нуждаемся в них, но в конце выясняется, что они стоят денег.

Открыл осторожно этот ящик. Между бумагами и записными книжками покоились

векселя, связанные ниткой. Есть люди, и между ними моя мама, которые думают, что если деньги не связаны, они способны вдруг встать и удрать. Я взял пакет, быстро развязал эту связку и взял несколько векселей. Но в этот момент, когда готовился положить их в карман застал меня врасплох сзади брат мой Одэд:


—Что ты делаешь?

От большого страха слетели у меня очки с носа. Упали на пол и разбились. Векселя упали у меня из рук, и от большой путаницы я не мог удержать их. Каждый раз когда я поднимал их, они падали у меня снова из рук.

— Что ты делаешь? –повторил Одэд вопрос. Уверен, что чувствовал как краснеет у меня физиономия.

—Ничего, ничего–промямлил я.

—Не ври! –кричал Одэд, -я видел, что ты делал! Пытался красть деньги из ящика!

— Я не крал ничего!- Ответил я криком и чувствовал как слёзы лезут и поднимаются у меня изнутри живота к горлу и на глаза.


—Я расскажу папе и маме! –угрожал Одэд. Сердце его сделано из щебня, Одэда этого и всё, что есть у него в голове это только чёрные мысли. Он подошёл ко мне, глянул на разбросанные на полу векселя, наклонился поднять их и глянул снизу на меня глазами от которых всё сжалось внутри: “Вор!”

Я плакал. Всё казалось мне размытым из-за слёз которые были у меня в глазах и из-за очков которых не было у меня на носу.

—Папа и мама придут и тогда ты увидишь! – сказал Одэд и закрыл ящик – сейчас выйди отсюда и иди в нашу комнату!


В комнате Одэд меня спросил: "Для чего ты хотел взять деньги?”

—Я был должен его....- завыл я.

Одэд начал приводить в порядок свой ранец и сказал: “Лучше чтобы ты рассказал мне, иначе… “

—Не пугай!–взорвался я —то что ты большой, не значит, что ты умнее! Кроме того голова моя больше твоей, так, конечно, у меня больше ума!

—Болван –ответил Одэд. –голова твоя большая потому что в ней есть миллион птичек и все они тупицы!


После длительной тишины, я сказал Одэд: “Если на мгновение прекратишь обустраивать этот ранец и послушаешь, я расскажу тебе.”

Я вытер глаза и Одэд уселся на свою кровать и сделал мне рукой знак сесть рядом с ним. Я рассказал ему всё. Сидели вместе долго, так близко-близко и Одэд слушал, глядел мне в глаза и на губы.

—Тогда почему ты не рассказал папе? –Прервал меня вдруг.

—Папа занят–объяснил я, а мамы не было дома, а с тобой невозможно говорить, ты всегда кричишь.

—Я не кричу! –закричал Одэд и мы оба прыснули от смеха.


—Я так запутался, –сказал я –что не мог найти того что нужно. Значит, что вдруг Ами и все подумают что я вор, взял без разрешения. А сейчас ещё больше, после того что я взял деньги папы и мамы, думал, что несколько лир меньше ничего у них не меняет, а мне это могло очень помочь...

Одэд не ответил, он встал и пошёл на кухню, и я за ним.

— Подержи деньги, сказал мне–я хочу опустить свою копилку.

Я чувствовал, что немного волнуюсь: “Одэд ты… ты хочешь дать мне свои деньги?”

—Не тебе–ответил Одэд–но для тебя.

Он опустил копилку и рассыпал деньги на своей кровати в нашей комнате.


—Возьми твои деньги! –Приказал мне.

Он посчитал наши деньги и вздохнул.

—Также сейчас нет пятидесяти лир, т.к. вчера я купил новые марки наконец,

коллекционировать.

После нескольких минут раздумья Одэд сказал: “Ты знаешь что, пойдём вместе в один

магазин, в котором продают всевозможные вещи дёшево, ты знаешь, магазин, что чинят там часы и очки, может там найдём….

—Одэд, —сказал я и опустил глаза–иногда ты можешь быть вдруг… такой милый.

Одэд был cмущён, я уверен в этом, т.к. иначе не сказал бы мне: ”Я знаю, что я могу, но тяжело быть всегда милым, кода имеешь дело с тупым. Ладно, пойдём.“


* * * *

Перед тем как войти в магазин, сказал мне Одэд, чтобы молчал и дал ему говорить. Я дал ему. Он объяснил старой продавщице какой точно бинокль мы хотим. Продавщица сказала, что не поняла ничего из объяснения Одэд, но когда видим всё проще. Она вынула несколько биноклей и показала нам.

—Вот тот–сказал я.

—Ты уверен?–спросил Одэд, который почувствовал вдруг себя большим.

—Уверен! – сказал я – такой точно.

—Цена его сорок пять лир, и необходимо добавить лиру, если хотите обернуть подарок–сказала продавщица, когда она посмотрела раз и еще раз на моего брата.

—Не нужна обёртка!–сказал Одэд.


Он положил деньги на стол и посчитал их снова.

-Недостаёт нам пять лир,—сказал и посмотрел с опаской на продавщицу и на меня.

—Я сожалею, —сказала старая продавщица и взяла обратно бинокль.

-Если бы недоставало у вас лиру и даже две –ничего. Но пять лир это немного слишком.

Одэд стал вдруг как статуя, без движения, с глазами воткнутыми в большое зеркало, что напротив нас и сказал тихо: “Мама здесь.“

Мы повернулись вместе одним движением.

—Очки твои–сказала мама и вынула из сумочки мои разбитые очки.

—Я… я… –промямлил я.


—Не важно –остановила меня мама, передала очки продавщице и спросила когда можно будет получить их починенные.

—На следующей неделе–улыбнулась старуха и тогда я увидел, что у неё чёрный зуб впереди.

—Вы родственники? –Спросила продавщица и в тоже время написала записку и прикрепила её на очки.—

Это мама моя–ответил Одэд.

—Также моя – ответил я.

—Обоих–улыбнулась мама, и потом спросила нас:”У вас достаточно денег, чтобы купить то, что вы хотите?

Одэд и я обменялись между собой быстрым взглядом и подумали: “Она знает! Она стояла сзади нас дольше чем мы думали.“

—Нет, не нам, — сказал я маме, в надежде, что она вынёт недостающую сумму.

—Жаль – сказала мама, открыла двери и спросила – Идем домой?

Мы молчали.

—Хорошо – сказала мама, — когда решите, вернётесь домой. Я понимаю, что есть у вас в этот момент более важные дела. Мы ожидаем вас дома.

—Мы сейчас придём! – пробудились оба и побежали наружу.

—Говорят, до свидания! –позвала за нами старуха и добавила: “Хотите, чтобы я сохранила бинокль?

—Да–качнули головой и закрыли за собой дверь.


* * * *

Дома приказал мне Одэд оставаться в комнате, и ещё перед тем как приказать мне, говорил что-то, закрылся в рабочей комнате с папой и мамой. Когда Одэд вернулся в нашу комнату, понял по его лицу, что он рассказал всё, всё.

— Зачем? – кричал я. –Зачем рассказал им не спросив у меня разрешения? С самого начала я не должен был вмешивать тебя! Предатель! Не вмешивайся в вещи которые тебе не принадлежат, конечно, накажут меня… Сейчас хорошо тебе?

—Не накажут тебя, т.к. не рассказал ничего – сказал Одэд –хотел рассказать чтобы папа и мама оплатили нам сумму....

—Чего вдруг заплатят нам–кричал я – мне разбивать бинокль и мне нужно, не нам, платить эту сумму. Ты не относишься!


—Это наша проблема–сказал Одэд тихо. Я не разрешу, чтобы говорили о моём брате, что он вор, также если этот брат сделал глупость, прежде чем подумать перед этим. А сейчас замолчи. Папа и мама не дали мне рассказать им ничего. Они просили, чтобы ты рассказал...

—Ты хочешь?! -Сказал я .-Они хотят, чтобы я рассказал им!... Но, я не могу… как я расскажу… нет у меня слов для этого.

—Есть у меня предложение–сказал Одэд – если тяжело тебе рассказать, ты можешь продиктовать мне...

—Что значит продиктовать? –Спросил я.

—Значит ты расскажешь мне, а я напишу… или ты хочешь подойти и рассказать им сам? –Нет, нет!—Сказал я—лучше я продиктую тебе .

Одэд слушал снова рассказ, не смотря на то, что уже знал его, и написал всё, что я рассказал. Слово в слово. Когда взял это письмо, я дал ему кулёк с разбитым биноклем.

—Ты можешь показать им также этот кулёк –Сказал я.

Когда Одед вернулся из рабочей комнаты, сказал только: “Мама и папа желают тебе спокойной ночи. Мама и ты пойдёте завтра купить бинокль для Ами.


* * * *

—Очки ещё не готовы—сказала старенькая продавщица когда мы вошли в магазин.

—Не за ними пришли–сказала мама.

—За биноклем! – объяснил я.

—Я знала, что вернётесь–объявила старушка и предложила мне бинокль.

—Я видела, что ты очень хочешь его – сказала, и чёрный зуб её улыбнулся во рту. – глаза твои просили его.

-Я не помню такую вещь.

—И ты не должен благодарить меня,-сказала мама, т.к. это ты платишь всю сумму .

Она вынула из кошелька деньги, дала их продавщице и продолжала:” В течении ближайших недель, любимый мой, нет карманных денег!

Всё вложено сюда, в бинокль!"


У меня нет понятия, что точно сделала мама с биноклем. Но когда Ами пришёл ко мне вечером, мама сказала ему:” Слышала, что ты нашёл свой пропавший бинокль?”

Я улыбался, но отвернул лицо в сторону, чтобы не увидели.

—Ах, да–сказал Ами равнодушно, —вообще забыл, что существует, также если бы не нашёл его, мне безразлично в сущности...-добавил Ами, —я думаю, что отдам его Бараку, когда у него будет день рождения.

-Бинокль очень нравится тебе, — повернулся ко мне Ами-верно?

—Так – притворился я, —не очень.

—Если ты не хочешь его, я могу купить тебе что-то другое–сказал Ами.

—Нет, нет, сказал я–бинокль это именно будет что надо!!!



3 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Граница

bottom of page