top of page

Слышать душу своей истории (к 95-летию Нехамы Лифшицайте)

Б. Турчинский



В сентябре 2022 года по инициативе Борисаса Траубаса в Вильнюсе

прошел второй Международный конкурс вокалистов имени Нехамы

Лифшицайте. Цель конкурса – популяризировать еврейскую песню, искать ее

наиболее талантливых исполнителей и авторов, помогать творческой

молодежи реализовывать свой потенциал в этой сфере и общаться с

коллегами по всему миру. В конкурсе приняли участие исполнители в

возрасте от 7 до 20 лет со всего мира. Среди судей была Ева Бен-Цви,

оперная певица, член правления Ассоциации Литвы и Израиля.



Нехама Лифшицайте окончила Вильнюсскую консерваторию.

В 1951 году состоялся ее первый концерт. Чуть позже она стала первой

в СССР исполнительницей, включившей в свой репертуар песни на иврите.

Александр Галич, вдохновленный ее искусством, обратился к

еврейской теме. Благодаря ей его песни получили международную

известность: она первой вывезла записи песен Галича за рубеж.

Со временем специально для нее стали писать известные композиторы

и поэты.

«После победы на Всесоюзном конкурсе, - рассказывает Нехама в

интервью 1989 года, - у меня появилась надежда, что вокруг меня что-то

возникнет, что-то будет создано... Но после пятнадцати концертов в Москве,

в которых участвовали все лауреаты, мне быстро дали понять, что ничего не

светит: езжай, мол, домой».

Одиннадцать лет колесила Нехама по всему Советскому Союзу. И в

районных клубах, и в Концертном зале имени П.И. Чайковского ее

выступления проходили с аншлагами. Повсюду после концертов ее ждала

толпа, чтобы посмотреть на еврейского соловья вблизи, перекинуться

фразами на мамэ-лошн, проводить до гостиницы...

Но в то же время… Везде, где можно было отменить выступление

Нехамы, власти не отказывали себе в этом удовольствии. Плюс каждую

программу прослушивали, обязывали певицу отдавать на цензуру все тексты

с подстрочниками.

«В Минске, - продолжает свои воспоминания Нехама Лифшицайте, -

вообще не давали выступать, и, когда я пришла в местный ЦК партии

(членом которой я, кстати, была), мне сказали, что цыганам и евреям нет

места в Минске. Я спросила, как называется учреждение, где я нахожусь, -

мол, я-то думала, что это ЦК компартии… В конце концов, мне позволили

выступить в белорусской столице, после чего в газете появилась рецензия, в

которой говорилось, что концерт был проникнут духом национализма.


Вспоминает еврейский писатель Шломо Гросман:


«В конце 1959 года после долгих раздумий Киев соизволил

организовать восемь концертов Нехамы.

Надо сказать, столица Украины даже Аркадию Райкину устраивала

проблемы; славилась она таким отношением к евреям.



У Нехамы в программе была песня Колыбельная Бабьему Яру(музыка Р. Боярской на слова О. Друза). Спустя восемнадцать лет после того,

как Бабий Яр стал могилой для стольких евреев, она на сцене запела об этом.

Причем ей самой даже в голову не приходило, что из этого может

получиться. Песня тяжелая, и Лифшицайте всегда исполняла ее в конце

первого отделения, чтобы потом в антракте можно было передохнуть. Спела.

Полная тишина в зале. Вдруг поднялась седовласая женщина и сказала: Что

вы сидите? Встаньте! Зал встал: ни звука... Нехама была в полуобморочном

состоянии. Только в этот момент она по-настоящему осознала всю силу,

которой обладает искусство. Я должна петь то, что нужно этим людям!-

решила она в тот момент и впоследствии сделала свою программу более

целенаправленной, заменив оперные арии и популярные произведения на

еврейские песни, находившие больший отклик в душе слушателя.

На следующий после того памятного события день Нехаму

Лифшицайте вызвали в ЦК КПУ. Дело в том, что в те, доевтушенковские,

годы советская власть всеми силами замалчивала трагедию Бабьего Яра. На

месте гибели киевских евреев проектировали не то городскую свалку, не то

стадион. На все претензии Нехама отвечала, что все ее песни разрешены к

исполнению, что она их поет всегда и всюду, а если есть какая-то проблема,

то это у них, а не у нее.


Премьер-министр Израиля Голда Меир

Дальнейшие концерты в Киеве были запрещены. Позднее, в статье к

70-летию Нехамы Шимон Черток заметил, что труднее всего

преследователям певицы было понять, каким образом выросший в

коммунистическом тоталитарном государстве человек остается внутренне свободным.



От автора


Мне очень повезло: в том же 1959 году (само собой, еще до киевского

инцидента) Нехама Лившицайте приехала с одним концертом в Житомир,

где проживала большая еврейская община.

Для евреев города это был культурный шок - иначе это явление никак

не назовёшь. И я с папой был на этом концерте. Мой отец работал в оркестре

театра, где выступала певица, и каким-то чудом выпросил у своего директора

два билета. Зал был заполнен на сто процентов. Люди стояли на улице - в

надежде купить лишний билет. Мне было только семь лет, но впечатление от

выступления Лившицайте я запомнил на всю жизнь.



Победители и участники конкурса Н. Лившицайте в Израиле.

… В ноябре 2022 г. Борисас Траубас привез в Израиль для участия в

концерте победителей и участников Второго международного конкурса

вокалистов им. Нехамы Лившицайте. Концерт прошел в зале культурного

центра Тель-Авива (Эйнав-центр) с большим успехом.




… Несколько слов о моем старом друге из Литвы, в прошлом концертмейстере Литовского камерного оркестра Борисасе Траубасе.



Сегодня он пенсионер - но не из тех, кто сидит на скамеечке. Борисас весь в

движении, и это подтверждает его новое занятие - организация конкурсов и

фестивалей. Также уже много лет он выступает в составе фортепьянного

Трио Musica Camerata Baltica. Объездил с концертами всю Европу, ну и, конечно, Литву.


Скрипач Борисас Траубас хорошо известен в Европе как солист,

камерный музыкант и исполнитель. Он выступал с известными музыкантами

– такими, как Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Тимофей Докшицер,

Гидон Кремер и Давид Герингас. Б. Траубас также заслужил репутацию

выдающегося аранжировщика музыки: его оркестровки и транскрипции

исполнялись многими оркестрами и солистами, включая Сергея Накарякова,

Давида Герингаса, Тимофея Докшицера, Марка Дробинского и Гавриэля

Липкинда.

Траубас - поборник еврейской музыки и культуры в Литве. В 1985 г. он

основал ансамбль «Литовский Иерусалим» для популяризации еврейской

классической и народной музыки.

Кроме того, он является членом трио «Baltica», исполняющим музыку,

варьирующуюся от классических трио до авангардных композиций 21 века и

традиционной еврейской музыки. Трио выступало по всей Европе и

получило высокую оценку зрителей и критиков.


Мне хотелось бы пожелать конкурсу им. Нехамы Лившицайте, его

организаторам и участникам жить долго, процветать и открывать все новые

яркие имена.

53 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

НЕОЖИДАННЫЙ ЭКСПРОМТ

Рука взяла привычно карандаш И тянется к листу. Напрасно всё. Сегодня день не наш - Писать я не могу. И ноги сами к морю привели - Внимай! И вдохновись. Мне ж не хватило утренней зари, Не впечатлила в

Мысли с утра

Украину распяли, обидно, Ведь в "Советах" сестра нам и мать. Помню, звали тогда её "Ридной" И ныряли туда, чтоб "Достать". Родилась я почти на границе, Что была лишь формальный объект. Не разнились с

bottom of page