Для граждан республики Молдова Валентин Дынга необыкновенно талантливый музыкант и композитор, автор аранжировки государственного гимна их страны. Для меня же – это добрый старый друг.
Дынга Валентин Иванович (14.07.1951-27.02.2014). Композитор, исполнитель, аранжировщик. народный артист республики Молдова.
Родился в селе Мындрешты, Теленештского района Молдавской ССР. Выпускник института искусств имени Г.Музическу (1982-1987). Валентин Дынга является аранжировщиком гимна Республики Молдова (1995 год).
Свою творческую деятельность начал в ансамбле «Дружба» в 70-х, с известной на весь советской союз певицей Эдитой Пьехой. С 1974года Валентин уже художественный руководитель очень известного джаз оркестра «Букурия», сотрудничает с ВИА «Поющие гитары». В 1991 году получил звание «Магистр искусств».
В 1974 году дебютировал на студии «Телефильм-Кишинэу» как композитор документальной картины «Мой город, Кишинев».
В. И. Дынга написал много музыки к театральным постановкам и кинофильмам, среди них такие известные, как: «Кишинев» (1974), «Молдова, родительский дом» (1983), «F;nt;narii» (1983), «Дионис дом» (1980), «Монолог о жизни» (1987), «Подготовка к экзаменам» (Студия «Молдова-фильм», 1976), «Старик, ведущий лошадь» («Молдова-фильм», 1980).
На Республиканском кинофестивале «Серебряный аист» получил диплом «За оригинальную музыку к документальным фильмам «Колодезных дел мастер» и «Молдова, родительский дом» (1984).
Вспоминает Изя Бикван, старый друг Валентина Дынги.
Это было в конце 60-х годов. У меня произошла случайная встреча с известным молдавским композитором Михаилом Васильевичем Долганом. Он был в то время руководителем вокально-инструментального ансамбля «Норок». Думаю, люди постарше хорошо помнят этот очень популярный в те годы ансамбль.
Долган по каким-то своим делам зашел в академию наук Молдавии, где я в то время работал, я его лично знал, и у нас завязался разговор. Долган только пришел с концерта специальной музыкальной школы-десятилетки при кишиневском институте искусств.
Там ему показали выступления одаренных детей этой школы. Видно было, что Долган в разговоре со мной оставался под впечатлением от увиденного и услышанного.
Среди юных талантов был там, в музыкальной школе, и Валентин Дынга, который на фортепиано сыграл несколько своих произведений, чем потряс композитора. «У этого юноши большое будущее, он нас будет радовать своей музыкой. То, что я услышал – великолепно!».
Пролетели годы… Пророчество сбылось. И мы услышали много замечательной музыки зрелого профессионального композитора, автора со своим музыкальным почерком, далеко, далеко уже не детским.
Сколько всего было за эти годы! Многие музыканты сбежали из Молдавии по понятным причинам в дни трудностей и испытаний в этой стране. Да-да, именно сбежали, иначе не скажешь! Но Дынга оставался одним из немногих, кто был по-прежнему верен своей несчастной, больной, любимой родине. Он очень любил эту страну, посвятил ей жизнь и творчество. Сколько было у него приглашений оставить Молдавию и переехать жить и работать в удобное «хлебное» место, не счесть, уйма! Но он был настоящий патриот! И на фоне его примера малодушные поступки других – выглядят именно бегством.
Мы с Валентином были знакомы более сорока лет! Первые мои воспоминания о нем – армейские.
…Было это в Одессе в 1976 году… К нам в военный оркестр с призывного пункта направили взрослого молодого человека. Ему было уже почти 26 лет, и по тогдашним законам это был почти крайний возраст, до которого еще призывали на действительную военную службу. Почему он не получил освобождения от армии, не пойму, да и неважно это сейчас. Только недавно я узнал, что большое участие в том, что молодой Дынга попал именно к нам оркестр, сыграл наш бывший вокалист, прекрасный человек и талантливый певец из Кишинёва друг Валентина, Изя Бикван.
Военный оркестр, в котором мы с Валиком служили – это был оркестр Одесского военного командно-инженерного училища ПВО страны. Руководил им талантливый военный дирижер Александр Яковлевич Салик, впоследствии народный артист Украины, профессор Одесской национальной академии музыки.
Часто к нам на репетиции приходил начальник училища генерал-лейтенант А. Н. Яковлев, фронтовик, заслуженный человек. А также его заместители, генералы С. Ф. Копыл и Д. Д. Огер. Приходил начальник строевой части, а значит, наш непосредственный начальник, Г. Т .Залойло. Конечно, все они любили духовую музыку, мы понимали это, старались не ударить лицом в грязь, не подвести своих начальников, отдавались работе в оркестре серьезно, но…
Ну, а ребята «эстрадники», как мы их называли, так как у нас сформировался еще и эстрадный оркестр, всегда были на месте и готовы были в любое время исполнить любую музыку и на самом высоком уровне.
Вот тут Валя Дынга был как раз очень востребован. Он всегда знал и чувствовал, как составить программу, как «угодить» высоким военным слушателям и их требовательным вкусам. Ребята играли все замечательно! Борис Фикс – на скрипке, Сергей Олой был великолепный гитарист, Саша Гилинец и Володя Паращук – отличные саксофонисты. Хорошо играли Миша Окс – на тромбоне, Вася Курсаков на бас-гитаре, Борис Руденко на нае.
***
В общем, всё это было как раз тем, что нужно было нашим начальникам. И вот, решили они отвлечься от рутинной работы в штабе, зашли на часик в оркестр и – на тебе! Концерт, что ни на есть настоящий! А после хорошей музыки и работается легче, и напряжение уходит, и человек становится добрее. Разве не так? А иногда наши генералы и начальники приводили с собой на эти небольшие концерты своих друзей, просто похвастаться. А еще, бывало, приводили иностранных военных, обучающихся в нашем училище. Училище у нас было не простое, в ранге военной академии. «Курсанты» были все из разных стран мира. Это называлось тогда «страны народной демократии».
«Что сыграем им, ребята?»
Руководителем и составителем импровизированных концертов для начальства под условным названием «что сыграем им, ребята?» был Дынга. На очень модном тогда синтезаторе он творил чудеса! А как он играл джаз! Как было начальству после этого отказать нашему дирижеру взять еще сверх штата одного-двух… да в общем-то, сколько надо музыкантов!
Любимая Молдавия Patria
Мы много общались. И мне Валентин рассказывал о своей любимой Молдавии, о своем творчестве в тот, в молдавский свой период на малой родине. О работе в оркестре «Букурия» и «Поющие гитары»… Много мы беседовали о планах на будущее, о том, что будет после армии.
В его планы непременно входила учеба. Да, обязательно учёба! Валик вдруг в армии начал понимать, что высшее образование просто необходимо. И как-то раз, уже через годы после службы, в начале 80-х годов, во время одного нашего с ним телефонного разговора, он мне торжественно поведал: «Борис, я поступил в институт, как и планировал!». Мне это было очень приятно услышать, ведь и я его в свое время к этому подталкивал.
…Два года нашей совместной службы-работы в военном оркестре пролетели быстро, но и после того как Валик вернулся после армии в родной Кишинев, мы продолжали поддерживать дружеские отношения. Как он меня принимал у себя в гостях, когда я приезжал! До сих пор помню ту теплоту.
…Любовь к своей стране начинается обычно на малой родине, в родном селе. У молдаван родина называется «Patria», это слово и нам хорошо понятно.
Основное занятие любого крестьянина всегда и везде – это растить хлеб. Но в Молдавии зреет еще такое солнечное чудо – виноград! И, кажется, тугая лоза сама поет под солнцем, как струна. Вот, откуда необыкновенная музыкальность и певучесть молдаван. Я был в гостях у друга и проникся песенностью его замечательной страны.
Надо заметить, что уже в первое время после службы Валентин Дынга получал много приглашений работать от известных исполнителей и руководителей коллективов, которые искали аранжировщика и композитора его уровня. Но Валентин своей малой родине не изменил. «Именно тут мое место», - говорил он, «Именно здесь я смогу и должен себя реализовать, как музыкант!».
Сколько предложений было у Валентина Ивановича Дынги из разных стран! Приглашали на работу в государства сытые и устроенные, не чета Молдове на тот период. Работа была не только хорошо оплачиваемая, но и интересная, соответствующая призванию. Но Валентин, если и покидал любимую Молдову, то ненадолго. Гастроли, участие в жюри международных конкурсов, иногда к друзьям в гости выбирался и сразу – обратно!
Творить, творить и снова творить! – было его девизом. И всё на благо родной земли, страны Молдова, которую он так любил и мечтал видеть богатой, а народ ее счастливым.
«Спасибо, Валентин, за музыку!»
90-е годы по понятным причинам мы пропали друг для друга... Я уехал в Израиль. И у Дынги, и у меня началась новая полоса в жизни.
И вдруг, когда я был на празднике бар-мицвы (еврейский обряд совершеннолетия мальчика) у сына моего друга кларнетиста Аркадия Гольденштейна, я познакомился с Эмилем Кройтором из Кишинева – прекрасным композитором и аккордеонистом. Оказывается, они с Дынгой близкие друзья! Сам Миля часто бывает в Кишиневе и встречается с Дынгой. У них совместные творческие проекты! Какая неожиданная радость для меня!
Не суждено было осуществиться
На февраль 2014 года коллектив Сани Кройтора и его отца Эмиля превосходного композитора, аккордеониста, знатока молдавской и клейзмерской музыки, планировали совместно с Валентином Дынгой концерт в Кишиневе. Но этому уже не суждено было осуществиться.
«Когда мы приехали в Кишинев», -рассказывает Саня Кройтор, известный скрипач-виртуоз, ученик Валентина Дынги, - «Валентин был уже в коме. А через несколько дней он ушел от нас. Мы с моими отцом и мамой проводили его в последний путь. Отец и ты, Борис, лишились верного друга, учителя, говорю это совсем без преувеличения. А музыкальный мир Молдовы и не только, лишился великого музыканта. Композитора, пианиста, аранжировщика»...
Когда этот очерк готовился к печати, Кройтор Саня, познакомившись с материалом, сказал такую фразу: «Валентин Иванович Дынга привил мне «вирус» джаза. Что касается этого музыкального жанра, то в джазе он мой учитель, я благодарен ему, что он «заразил» меня этой прекрасной музыкой!».
Тот самый февральский концерт в Кишиневе…
Этот концерт планировался задолго, и в его организации принимал активное участие Валентин Дынга. Увы, Валентин не дождался этого концерта… Присутствовавшая в зале министр культуры республики Молдова Моника Бабук говорила, обращаясь к Сане Кройтору: «Я благодарна судьбе, что узнала вас – ученика и продолжателя дела нашего выдающегося земляка!».
Исполнение некоторых из включенных в программу опусов композитора Валентина Дынги, а также сочиненных самим Кройтором, гость посвятил своим знакомым, коллегам-музыкантам, сидящим в зале, все они хорошо знали Дынгу.
«Так уж случилось, что мы ехали сюда с Земли Обетованной на музыкальной праздник, но прежде попали с отцом на похороны моего учителя, собрата по искусству и близкого нам человека Валентина Дынги. Его светлой памяти я и посвящаю эти произведения», - говорил Саня Кройтор.
Прозвучала пьеса «Однажды». Обычно она звучит несколько по-иному, но сегодня ее исполнение сильно отличалось по настроению…
Инттервью -ТВ Молдова. Ведущий:
-То, что должно было случится рано или поздно, случилось. В нашей студии известный, долгожданный и дорогой гость, молдавский композитор и аранжировщик Валентин Дынга.
Дынга:
-Я с большой радостью здесь и начну с того, что желаю всем слушателям всего, всего наилучшего в жизни!
-Валентин, чем ты сегодня занят в творческом плане, а также, какие планы у тебя на будущее?
Стараюсь, как можно больше успеть увидеть и услышать что-то новое в этой жизни и не отставать от молодёжи. Я становлюсь все старше и старше, а хочется еще много чего сделать. В отношении планов на будущее. Хочу написать современную симфонию в джазовом стиле. Скорее всего, это будет в той же манере, что и моя последняя работа, пьеса для саксофона и симфонического оркестра. Пишу песни. Записал несколько из них в своем исполнении, хотя раньше я этого не делал, но мои друзья уговорили меня «запеть». По утверждению друзей, это придаст песням именно тот характер и колорит, который должен быть, который нужен. А как получилось – вам судить! Одна из последних моих работ – это аранжировка на музыку песни моего друга Василия Казаку «Мама», наверное, комментариев эта работа не требует, не стоит объяснять, о чем она.
…В этом своем интервью на радио Валентин Дынга говорил о том, что жизнь его идет вперед, что он взрослеет и хочет побольше успеть. Кто мог знать тогда, что жизнь этого замечательного человека на самом деле подходит к концу… Поэтому сегодня невольно вспоминается, с чего всё начиналось в этой, такой богатой событиями и творчеством жизни, и в этой музыкальной судьбе.
Немного истории джаз-оркестра «Букурия»
Джаз-оркестр «Букурия» Шико Аранова (настоящая фамилия Аранович. Заслуженный деятель искусств (1950) и народный артист Молдавской ССР (1953) во всех своих воплощениях являл собой типичный биг-бэнд и специализировался на свинге. Помимо произведений самого организатора и руководителя коллектива Аранова, оркестр исполнял вошедшие в джазовый канон номера Луи Армстронга, Гленна Миллера, Джорджа Гершвина. Именно в оркестре Шико Аранова прозвучали первые произведения начинающего тогда композитора, а затем выдающегося – Евгения Доги. Здесь начинал и другой известный молдавский композитор Олег Негруца.
Музыкальным руководителем оркестра долгое время был тенор-саксофонист и скрипач Гарри Ширман, с которым Аранов играл ещё в Бухаресте. Лицом оркестра был певец Рудольф (Рувин) Капланский. Выступали в оркестре и известный молдавский пианист и композитор Давид Григорьевич Федов (Фейдман, 1915—1984), певец Ефим Бэлцану (Вайсман), тромбонист Иван Добрунов, трубачи Моисей Гольдман и Николай Греку, саксофонист Геннадий Добров, скрипач Наум Лозник и другие известные впоследствии в республике музыканты. Затем руководителем стал Петр Теодорович. А в 1974 году Валентин Дынга.
Это было начало и успешное продолжение творческой карьеры. Дынга всегда высоко отзывался о своих предшественниках, руководителях и музыкантах этого замечательного коллектива. И всегда был благодарен судьбе за те новые выдающиеся имена, которые впоследствии открывала для него жизнь. А это были такие яркие деятели искусства Молдовы, как Анатол Чабану, Игорь Кожокару, Владимир Сержиу, Валерий Чобану, Анатолий Чокану, Анатолий Куку.
Да и для них, для всех, для этих выдающихся музыкантов, композиторов, преподавателей Валентин Дынга – необыкновенный музыкальный деятель. И для меня тоже. Но прежде всего для меня он добрый старый друг… Кем и останется навсегда.
Comments