top of page

ЕФИМ ГОЛЬБРАЙХ (1921-2020)


"Только что узнал о смерти дорогого друга Ефима Гольбрайха. Боевого солдата Великой войны 1941-1945. Великой, потому что Великим, Человеком с большой буквы был сам Ефим и его боевые друзья. Он умер может быть шага не дойдя до ста лет. Умер накануне Парада 24 июня с.г. в Москве, где незримо будет присутствовать и он, без которого не могло быть самой Победы. Но есть здесь и своеобразная ирония. Ровно 75 лет назад, после такого же Парада Победы 24 июня 1945 года, для всех Вождь, а для нас с Ефимом - как мы его называли – «Хозяин», устроил банкет на 1000 человек. Тамадой был Вячеслав Молотов. Был провозглашён 31 тост! Шестой тост был за шахтёров Польши (там присутствовала делегация из Польши). Пили за здоровье каждого маршала, генерала, конечно за «Хозяина».

И ни одного, вы слышите, друзья ни одного тоста не провозгласили за воинов, павших в боях за эту победу! Может быть, потому мой друг и ушёл на несколько дней раньше, не дождавшись этого праздника со слезами на глазах… Потому что слёзы те были не только от радости…

Мой дорогой друг, знал, что всю уже долгую жизнь я ищу могилу отца, пропавшего без вести в октябре 1941 года в бойне под Вязьмой, о которой правды не знает даже Б-г. Я советовался с Ефимом. Я ему рассказывал, что об этой немыслимой катастрофе Сталин узнал из немецких газет! Ефим только качал головой, дескать, видел и не такое…

Он был замечательный писатель. Честный, открытый, а главное без вранья. Книги его лаконичные, ничего лишнего. Скромность потрясающая. Когда я вручал ему премию имени Виктора Платоновича Некрасова, он всем своим видом показывал, что может быть, его позвали случайно, что он ничего такого не сделал, чтоб быть достойным имени знаменитого писателя. Он конечно, как всякий талантливый человек знал себе цену. Но никогда, нигде её не называл. Мы привыкли к его скромности. А он заслуживал большего…

Он думал буквально о каждом. Может быть для него сегодня будет первая спокойная ночь…

У меня есть, пожалуй, все его книги. С лестными для меня надписями, которыми он никогда не обделял друзей. Место этим книгам не только на полках библиотек, но по-настоящему в музеях. Это не просто книги. Это документы. И сам Ефим был подлинным документом эпохи, без надписи «Совершенно секретно» - всё, что было в его силах – он сделал, рассказал.

Он ведь не просто жил долго. Он ждал, что наступит время, когда с полным правом можно будет сказать «Никто не забыт, ничто не забыто». Но и знал, не он – внук дождётся…

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЮ, КАКИМ В МОЁМ СЕРДЦЕ ЖИВЁТ МОЙ ДОРОГОЙ ЕФИМ, СОЛДАТ, ПИСАТЕЛЬ,ЧЕЛОВЕК – И ВСЁ С ЗАГЛАВНЫХ БУКВ.

Приношу свои соболезнования семье – дочке Ирочке, зятю Михаилу, внуку Виктору. Гордитесь своим отцом, дедом, гражданином. Помните о нём. В нём все было - всё о горе, всё о мужестве, о любви, о верности…

Вечная память."

Д-р Леонид Финкель, председатель Союза русскоязычных писателей Израиля

17.06.20


108 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page