Уверен…, на сто процентов уверен – мало кто из людей знаком с аббревиатурой ПСС. Ну и слава Богу, лучше бы вообще никогда не слышать об этом ПСС! Не буду больше интриговать уважаемого читателя: это сокращение расшифровывается достаточно просто – противостолбнячная сыворотка. Я же познакомился с ней настолько близко, что ближе некуда.
История эта произошла в поселке Александровка, где мы в течение пяти лет снимали дачу, чтобы вывезти детей на свежий воздух, да и самим отдохнуть от шумной столичной суеты.
Этот поселок обладал рядом преимуществ: во-первых, совсем недалеко от Москвы; во-вторых, рядом шикарная автомагистраль, позволяющая ежедневно ездить на работу; но главное – поселок со всех сторон окружен замечательным лесом.
Тем летом на соседнем участке развернулось строительство нового дома. Как известно там, где стройка, там и грязь. Ручеек цементной жижи вытекал со двора соседа прямо на пешеходную дорожку, образуя небольшую лужицу. Евдокия Ивановна, наша хозяйка, потребовала от соседа положить несколько досок на дорожку, дабы защитить обувь от грязи. Сосед доски положил, но не обратил внимание на торчащий гвоздь. Далее, все протекало по закону бутерброда – я вывел детей на прогулку и проходя лужицу, наступил на гвоздь. Как и следовало ожидать, гвоздь проколол летние сандалии, а заодно и ногу. Ранка была незначительная, и я ничего не собирался делать, разве что помыть и обработать спиртом. Теща, увидав покрасневшее место, настояла на немедленном обращении к врачу. Будучи фармацевтом с большим стажем, она в нашей семье считалась непререкаемым авторитетом во всех областях медицины, спорить с ней было бесполезно. Я сел в свой жигуленок, захватил с собой сына, и отправился в городскую больницу, мечтая побыстрее освободиться от медицинской процедуры и заодно посетить рынок.
Врач приемного отделения осмотрел едва заметную ранку на ступне, сделал пробу и велел подождать в коридоре, а сам куда-то суетливо заторопился. Не прошло и пяти минут, как он вызвал меня и сделал укол в предплечье левой руки. Мы с сыном посмеялись над этой пустячной процедурой (стоило из-за этого спорить с тещей) и поехали на рынок. Припарковались, вышли из машины, и только я успел закрыть машину…
Стоп! Необходимо перевести дыхание, чтобы спокойно продолжить рассказ. Что же произошло, спросите вы?
Отвечу – ничего особенного, просто я чуть не загнулся, лучше сказать, чуть не помер, а еще точнее, чуть не сыграл в ящик. Голова раскололась на части. Я потерял сознание. Дальше ничего не помню. Очнулся в машине скорой помощи, услышав обращение одной медсестры к другой: «Давай вколем что-нибудь сердечное, а то не довезем». Короче, меня вернули в ту же больницу, где делали прививку. Я периодически терял сознание, а очнувшись успел заметить, что лежу на каталке в пустой комнате с белыми кафельными стенами, точно в бане или в морге.
Но позвольте, где же сын? Только подумал о сыне, как в комнату вошли несколько врачей и сын. Среди врачей был и тот, который делал прививку.
— Ну вот видите, ничего нет, ведь я проверку сделал. Ты парень со страху потерял сознание. Отлежишься, и все пройдет! — Сказал он, и добродушно похлопал меня по плечу, как-бы демонстрируя коллегам отсутствие боли.
Один из врачей сообщил, что по случайному совпадению есть вызов в Александровку, и они могут захватить с собой сына. Я попробовал пошевелить ногой и рукой, ничего не получалось, и я согласился. Врачи ушли, забрали сына, а я остался один. Меня то трясло от холода, то обдавало потом. Провалявшись пару часов, я почувствовал, что могу с трудом подняться, что я здесь никому не нужен, что лечить меня не собираются. Я медленно встал, медленно, вышел на улицу, сел в автобус, доехал до рынка – машина стояла на месте. Я медленно сел, медленно пристегнул ремни, медленно доехал до дачи и завалился спать. Как видите, в больнице пропажу не заметили. Проснулся я только к вечеру. Как выяснилось – из Москвы приехали все: жена, отец, сестра. Теща сообщила им, что я в реанимации, поскольку так ей сказали врачи скорой помощи, которые привезли сына. Да… здорово я всех напугал!
А ведь действительно, произошедшее со мной называется «Анафилактический шок», т.е. сильнейшая аллергическая реакция на ПСС. В тяжёлых случаях, если больному немедленно не будет оказана медицинская помощь, анафилактическийшок может завершиться смертью!
Дальнейшее повествование хочется озаглавить отрывком из рассказа А. П. Чехова «Беззащитное существо» - «Приходила она и на другой день».
Прошло несколько дней, как я обнаружил покраснение в зоне укола, и обратился к хирургу в нашей заводской санчасти. Врач, спокойная женщина, я таких называю «скала», с места не сдвинешь, посмотрела на меня и говорит:
— Не волнуйтесь, это реакция на ПСС. Вот вам таблеточки «Супрастина» и все пройдет.
На следующий день моя рука от локтя до плеча стала красной как на картине художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Я опять к той же врачихе. Увидав меня, она откровенно удивилась:
— Опять вы? Я же вам сказала, это реакция на ПСС. Вот вам рецепт на «Тавегил», попринимайте, и все пройдет.
На следующий день я обнаружил, что у меня покраснело все тело, и поднялась температура. Я снова к ней, к врачу. Так мол и так, что делать?
— Вы удивительно настойчивый товарищ. Вот вам рецепты на «Хлористый кальций» и «Димедрол». А главное – больничный лист на три дня, отлежитесь хорошенько.
Премного благодарный я отправился домой. По пути, проходя мимо станции скорой помощи, увидал бригаду садившихся в машину врачей. Подошел, объяснил, что со мной, на что получил вразумительный ответ:
— Идите спокойно домой. Будет совсем плохо, вызывайте нас по телефону, приедем.
Делать нечего, доковылял с трудом до дома, и тут начались острые боли, сначала в горле, затем в желудке, затем в сердце. Я терпел, терпел, терпел, терпел, а когда стало трудно дышать, попросил жену вызвать скорую.
Скорая приехала быстро. Пришли две девчонки, похожие на студенток. Я подумал – хана мне с такой помощью. Выслушали, осмотрели. Одна из них спрашивает:
— Прививку вам делали семь дней назад?
Я утвердительно кивнул головой.
— Ну тогда все ясно – это сывороточная болезнь, точно, как в учебнике. До вечера вы можете и не дожить! Немедленно в больницу! Вам я объясню проще – реакция на ПСС!
В больнице меня поправили, но провалялся я там пол месяца. С тех пор, всякий раз, когда я слышу похожую по звучанию аббревиатуру, я вспоминаю это удивительное происшествие.
Comments