"У меня есть край волшебный,
Где народ такой душевный
Мне он люб до звездной крыши,
До небес и даже выше"
Григоре Виеру
Для граждан республики Молдова Валентин Дынга — необыкновенно талантливый музыкант и композитор, в 70-х художественный руководитель ансамбля «Букурия», автор музыки ко многим кинофильмам и театральным постановкам, аранжировщик государственного гимна Республики Молдова. Яркий и самобытный музыкант, он блестяще проявил свой талант в джазовой и эстрадной музыке.
Для меня же — это добрый старый друг.
В июле 2021 года ему бы исполнилось 70 лет!
Читайте мои воспоминания об этом добром и талантливом музыканте.
Люблю темы жизнеутверждающие
Никогда я не писал некрологов, это не мой жанр. Люблю темы жизнеутверждающие. И этот мой рассказ о друге, тоже не будет некрологом, а будет рассказом о том, каким я и мои друзья его запомним и будем помнить всегда. Ушел большой человек, большой музыкант и композитор. Теплый человек, настоящий друг. Он излучал добро, окружающие чувствовали радость от общения с ним.
Мы с Валентином были знакомы около сорока лет! Первые мои воспоминания о нем – армейские.
…Было это в Одессе в 1976 году… К нам в военный оркестр с призывного пункта направили взрослого молодого человека. Ему было уже почти 26 лет, и по тогдашним законам это был почти крайний возраст, до которого еще призывали на действительную военную службу. Почему он не получил освобождения от армии, не пойму, да и неважно это сейчас. Только недавно я узнал, что большое участие в том, что молодой Дынга попал именно к нам в оркестр, сыграл наш бывший вокалист, прекрасный человек и талантливый певец из Кишинёва друг Валентина, Изя Бикван.
Военный оркестр, в котором мы с Валиком служили, - оркестр Одесского военного командно-инженерного училища ПВО страны. Руководил им талантливый военный дирижер Александр Яковлевич Салик, впоследствии народный артист Украины, профессор Одесской национальной академии музыки.
Часто к нам на репетиции приходил начальник училища генерал-лейтенант А. Н. Яковлев, фронтовик, заслуженный человек. А также его заместители, генералы С. Ф. Копыл и Д. Д. Огер. Приходил начальник строевой части, а значит, наш непосредственный начальник, Г. Т. Залойло. Конечно, все они любили духовую музыку, мы понимали это, старались не ударить лицом в грязь, не подвести своих начальников, отдавались работе в оркестре серьезно, но…
Слабостью нашего начальства была, если можно так сказать, зажигательная молдавская песня и вообще национальная молдавская музыка - ведь этот песенный край совсем рядом! А наш начальник политического отдела Дмитрий Дмитриевич Огер любил джазовую и эстрадную музыку. И в то время, как раз очень популярны были молдавские эстрадные вокально-инструментальные ансамбли.
Вот тут Валя Дынга был как раз очень востребован. Он всегда знал и чувствовал, как составить программу, как «угодить» высоким военным слушателям и их требовательным вкусам. Ребята играли все замечательно! Борис Фикс – на скрипке, Сергей Олой был великолепный гитарист, Слава Чернов - вокалист, Саша Гилинец и Володя Паращук – отличные саксофонисты. Хорошо играли Миша Окс – на тромбоне, Вася Курсаков на бас-гитаре, Борис Руденко на нае.
Их малая родина - село Мындрешть
А раз уж мы вспомнили этот замечательный инструмент – най, то стоит упомянуть и еще одного великолепного исполнителя на нае, Георгия Мустю.
Он тоже нередко выступал с нашим оркестром. Это было в дни его молодости. А сегодня он народный артист республики Молдова, композитор, дирижёр, педагог, исполнитель, профессор. В 1983-1989 годах был главным дирижёром филармонического оркестра Молдовы, ректором Государственного университета искусств в Кишинёве. С 1989 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Телерадио-Молдова». Сделал множество записей симфонической, вокальной, камерной музыки для театра и кино, записал популярные песни эстрады. Г.Мустя - лауреат государственной премии Молдовы, член-корреспондент Академии наук Молдовы.
Георгий Мустя (рум. Gheorghe Mustea; родился в 1951 году в селе Мындрешть, Теленештского района Молдавская ССР. То есть, он земляк Валентина Дынги! И это два выдающихся односельчанина, два деятеля музыкальной культуры Молдавии, которыми гордится их земля!
«Что сыграем им, ребята?»
Руководителем и составителем импровизированных концертов для начальства под условным названием «что сыграем им, ребята?» был Дынга. На очень модном тогда синтезаторе он творил чудеса! А как он играл джаз! Как было начальству после этого отказать нашему дирижеру взять ещё сверх штата одного-двух… да, в общем-то, «сколько надо» музыкантов!
Вспомнил ещё эпизод о начальнике политотдела Огере. Как-то раз он принес с собой старые фотографии, на которых запечатлён он, когда был совсем молодым. На одном фото он играет на баяне, а на другой фотографии, кто б поверил, – на тромбоне! «Это наша художественная самодеятельность, и я в ней активно участвовал», - пояснял начальник политотдела. Рассказал, где это было и когда, но я этого уже не помню. Примерно, сороковые годы.
Генерал Огер иногда брал в руки баян и что-то играл, а вот брать тромбон не решался. Прекрасно понимая, какие «судьи» его будут слушать. Как-то взял Огер баян и стал играть «Темную ночь», ребята сразу подхватили, и так здорово получилось, что он даже прослезился. И подумалось мне тогда: наверное, это хорошо для карьеры нашего генерала, что в войсковой части его молодости не было штатного оркестра (в ПВО оркестры были предусмотрены только в военных училищах), и он поехал учиться по другой линии. А то был бы наш начальник политотдела в лучшем случае военным музыкантом или дирижером, ну, уж ни в коем случае не генералом. У каждого своя судьба.
Любимая Молдавия Patria
Мы много общались. И мне Валентин рассказывал о своей любимой Молдавии, о своём творчестве в тот, в молдавский свой период на малой родине. О работе в оркестре «Букурия» и ВИА «Поющие гитары» … Много мы беседовали о планах на будущее, о том, что будет после армии.
В его планы непременно входила учеба. Да, обязательно учёба! Валик вдруг в армии начал понимать, что высшее образование просто необходимо. И как-то раз, уже через годы после службы, в начале 80-х годов, во время одного нашего с ним телефонного разговора, он мне торжественно поведал: «Борис, я поступил в институт, как и планировал!». Мне это было очень приятно услышать, ведь и я его в свое время к этому подталкивал.
…Два года нашей совместной службы-работы в военном оркестре пролетели быстро, но и после того, как Валик вернулся в родной Кишинев, мы продолжали поддерживать дружеские отношения. Как он меня принимал у себя в гостях, когда я приезжал! До сих пор помню ту теплоту.
…Любовь к своей стране начинается обычно на малой родине, в родном селе. У молдаван родина называется «Patria», это слово и нам хорошо понятно.
Основное занятие любого крестьянина всегда и везде – это растить хлеб. Но в Молдавии зреет еще такое солнечное чудо – виноград! И, кажется, тугая лоза сама поет под солнцем, как струна. Вот откуда необыкновенная музыкальность и певучесть молдаван. Я был в гостях у друга и проникся песенностью его замечательной страны.
Надо заметить, что уже в первое время после службы Валентин Дынга получал много приглашений работать от известных исполнителей и руководителей коллективов, которые искали аранжировщика и композитора его уровня. Но Валентин своей малой родине не изменил. «Именно тут мое место», - говорил он, «Именно здесь я смогу и должен себя реализовать как музыкант!».
Сколько предложений было у Валентина Ивановича Дынги из разных стран! Приглашали на работу в государства сытые и устроенные, не чета Молдове на тот период. Работа была не только хорошо оплачиваемая, но и интересная, соответствующая призванию. Но Валентин, если и покидал любимую Молдову, то ненадолго. Гастроли, участие в жюри международных конкурсов, иногда к друзьям в гости выбирался и сразу – обратно!
Творить, творить и снова творить! – было его девизом. И всё на благо родной земли, страны Молдова, которую он так любил и мечтал видеть богатой, а народ её - счастливым.
Не суждено было осуществиться
На февраль 2014 года коллектив известного израильского скрипача-виртуоза, Сани Кройтора и его отца Эмиля, превосходного композитора, аккордеониста, знатока молдавской и клейзмерской музыки, планировали совместно с Валентином Дынгой концерт в Кишинёве. Но этому уже не суждено было осуществиться.
«Когда мы приехали в Кишинев, - рассказывает Саня Кройтор,
ученик Валентина Дынги, - Валентин был уже в коме. А через несколько дней он ушел от нас. Я с моими родителями проводили его в последний путь. Отец и ты, Борис, лишились верного друга, учителя, говорю это совсем без преувеличения. А музыкальный мир Молдовы и не только её, лишился великого музыканта. Композитора, пианиста, аранжировщика» ...
Когда этот очерк готовился к печати, Кройтор Саня, познакомившись с материалом, сказал такую фразу: «Валентин Иванович Дынга привил мне «вирус» джаза. Что касается этого музыкального жанра, то в джазе он мой учитель, я благодарен ему, что он «заразил» меня этой прекрасной музыкой!».
Валик, мы помним тебя!
Из прессы:
Валентин Дынга немало внимания уделял молодежи - как молодым вокалистам, так и солистам-инструменталистам. Наставничество всегда было для него очень важно. Я назвал эту главу «Перевод с молдавского», имея в виду, в переносном, в утрированном смысле, что многие молодые люди получили много ценных профессиональных знаний, много участия и человеческого тепла от выдающегося музыканта Молдавии.
Дынга был членом жюри целого ряда фестивалей детского и юношеского творчества. Но особенное внимание уделял подобным творческим смотрам для детей с ограниченными возможностями. Таков был, например, фестиваль Международного вокального конкурса для детей с ограниченными возможностями «Золотое яблоко» под названием «Талантливый как…», в котором Дынга принимал активное участие.
Вот как говорит об этом фестивале Руксандра Главан, заместитель министра труда, социальной защиты и семьи республики Молдова. «Главная и единственная цель фестиваля – это дать одаренным детям возможность подтвердить свой талант и преданность избранной музыкальной стезе. Для многих детей подобный фестиваль – это единственная возможность выступить перед слушателями – это сон наяву. Это возможность показать себя на большой сцене и, может быть, – трамплин в большой мир настоящей песни!».
А вот ещё одно короткое интервью после фестиваля детского музыкального творчества, в организации которого принимал участие Дынга. Высказывание на этот раз уже не высокого министерского гостя, а просто юной певицы-участницы Ирины Тарасюк. «Я только что вернулась с юбилейного фестиваля детского и юношеского творчества «Сергиевские Горки», вернулась с дипломом Первой степени. Я очень счастлива! А еще и потому, что меня заметил композитор Валентин Дынга, у меня двойная радость! Он обещал мне поддержку и сотрудничество!».
Композитор Валентин Дынга был вице-президентом другого республиканского фестиваля-конкурса молодых исполнителей – «Delfiada».
Творческое содружество с исполнителями давало жизнь пьесам, вызывавшим восхищение у публики. Так было с мелодией «Блюз на море», которую Валентин Дынга написал для Анжелы Бучко. «Ритмы джаза» создавались для Натальи Барбу. Штефан Петраке по-особенному пел «Зов родительского дома» и «Добрый вечер, дельфин». Инструментальные произведения маэстро сочинял циклами: «Времена года», «Прощай, Одесса», «Дилижанс», «Берег». Им написаны произведения «Подростковый возраст» (1981), «Одинокий автобус в дождь» (1986), «Гонка» (1989), «Без надежды надеюсь» (1989), «Дамы и господа» (1986), «Руксандра» (1987), «Дым» (1988), «Все цвета» (1989), анимация «Outlaw» (1985), другие произведения.
Как можно больше успеть!
За несколько недель до смерти Дынга был приглашен на «Радио-Молдова» известным молдавским ведущим Ионом Керпеком. Была записана их беседа для передачи «Воскресный мелоритм». Сегодня эта запись уникальна! Вот некоторые выдержки из той беседы:
Ведущий:
- То, что должно было случиться рано или поздно, случилось. В нашей студии известный, долгожданный и дорогой гость, молдавский композитор и аранжировщик Валентин Дынга.
Дынга:
- Я с большой радостью здесь и начну с того, что желаю всем слушателям всего, всего наилучшего в жизни!
- Валентин, чем ты сегодня занят в творческом плане, а также какие планы у тебя на будущее?
- Стараюсь как можно больше успеть увидеть и услышать что-то новое в этой жизни и не отставать от молодёжи. Я становлюсь все старше и старше, а хочется еще много чего сделать. В отношении планов на будущее. Хочу написать современную симфонию в джазовом стиле. Скорее всего, это будет в той же манере, что и моя последняя работа, пьеса для саксофона и симфонического оркестра. Пишу песни. Записал несколько из них в своем исполнении, хотя раньше я этого не делал, но мои друзья уговорили меня «запеть». По утверждению друзей, это придаст песням именно тот характер и колорит, который должен быть, который нужен. А как получилось – вам судить! Одна из последних моих работ – это песни моего друга Василия Казаку «Мама» - наверное, комментариев эта работа не требует, не стоит объяснять, о чём она.
- А не пишешь ли ты музыку для театров?
- С этим намного сложнее. Нет, в последнее время таких просьб не поступало, видно у директоров театров и режиссёров есть сегодня проблема с репертуаром, и новая музыка пока не нужна. А может быть, наоборот, всё у них в порядке. В настоящее время я пишу много инструментальной музыки и песни.
(Звучат песни Валентина Дынги).
В этом своём интервью на радио Валентин говорил о том, что жизнь его идет вперед, что он взрослеет и хочет побольше успеть. Кто мог знать тогда, что жизнь этого замечательного человека на самом деле подходит к концу… Поэтому сегодня невольно вспоминается, с чего всё начиналось в этой, такой богатой событиями и творчеством жизни и в этой музыкальной судьбе.
Вот такие вехи творческого пути, вкратце. Валентин Иванович всегда высоко отзывался о своих предшественниках: руководителях, музыкантах и всегда был благодарен судьбе за те новые выдающиеся имена, которые впоследствии открывала для него жизнь. А это были такие яркие деятели искусств Молдовы, как Анатол Чабану, Игорь Кожокару, Владимир Сержиу, Валерий Чобану, Анатолий Чокану, Анатолий Куку.
Для них для всех, этих выдающихся музыкантов, композиторов, преподавателей Валентин Дынга – необыкновенный музыкальный деятель. И для меня тоже. Но прежде всего для меня он добрый старый друг… Кем и останется навсегда.
10.09.21
Израиль Б. Турчинский
Comments