Парадоксально, удивительно, необъяснимо – мы, евреи Советского Союза, не знали еврейских праздников! Мы не знали ни Рош ха-Шана, ни Сукот, ни Пурим, ни Ханука и так далее. Какие же мы евреи после этого? Конечно, ульпан наполнил наши головы обязательной информацией, но это только после переезда в Израиль. А вот до этого, в Союзе… Стоп! Был, поверьте мне, был один праздник, который по неграмотности мы называли Симхастойра – самый веселый еврейский праздник, и то мы знали его лишь потому, что власти разрешали знать и даже отмечать его! Вы уже догадались, что речь пойдет о Симхат Тора (Радость Торы). Как это все произошло со мной, вы узнаете, прочитав этот рассказ.
В бытность студентом МИХМа – Московского института химического машиностроения (остроумные ребята нашей группы предпочитали называть студенческую обитель – Московский институт хороших мальчиков), я выполнял функции старосты группы со второго по пятый курс. Так получилось, что деканат предоставил право группе самой избрать старосту. Не знаю, чем я заслужил такое доверие, однако так было.
Группа подобралась потрясающая - 25 человек. Важнейшей особенностью группы был совершенно интернациональный состав: русские; украинцы; таджики; пять немцев из ГДР (Германской Демократической республики) и девять евреев со всех концов Союза. Такое значительное количество евреев в группе не случайно. Могу предположить, что эти ребята прошли отсев на экзаменах в МИФИ, МФТИ, Училище им. Баумана. Все ребята в группе талантливы и способны, как на подбор. Многие окончили школу с медалью. Да и не удивительно, ведь проходной балл на факультет технической кибернетики был очень высок.
Но не только с легкостью ребята грызли сухие науки. У многих были личные дарования. Так, например, у нескольких девочек были изумительные голоса и на вечерах и концертах они замечательно пели. Алик Гринберг великолепно играл и импровизировал на фортепиано. Боря Лукачевский с легкостью писал стихи и даже печатался в журналах. Володя Муляр обладал организационным талантом и безграничным чувством юмора. Каждый обладал каким-либо талантом, какой-либо способностью. Все это сплотило группу в единый творческий коллектив. На базе нашей инициативной группы была создана агитбригада. Между собой мы в шутку называли ее «аидбригада».
Ежедневно, после окончания занятий, проглотив в институтской столовой порцию «ППБМ на МБ» (Пол порции борща московского на мясном бульоне), мы шли на репетицию в актовый зал и оттачивали каждый номер, каждую песню, каждую сцену.
«Однажды в студеную…» осеннюю пору, прошел слушок, что сегодня вечером, на улице Архипова (сейчас – это Спасоглинищевский переулок), рядом с Московской хоральной синагогой собираются евреи (и не только) со всей Москвы (и не только) отмечать еврейский праздник «Симхас Тойрэ».
Ой-йо-йой! Уважаемый читатель обнаружил ошибку в написании названия праздника, и в произношении. Это действительно так. Мы не только не знали названия, но и вообще не знали, что это за праздник. Я попросил Борю, узнать у родителей (бывая у него в гостях я часто слышал, как они разговаривают на идиш). Они объяснили, что этот праздник самый веселый из всех еврейских праздников, что молодежь собирается у синагоги, знакомятся друг с другом, юноши часто находят будущую невесту, танцуют, поют. А название праздника на языке иврит - «Симхат Тора».
Хорошенько все обдумав, понимая, что это единственный день в году, когда власти разрешали публично выражать свое еврейство, я набрался храбрости и предложил всем желающим пойти к синагоге. К моему удивлению, согласились практически все!
Пол часа ходьбы от института, и мы оказались в центре событий. Описать увиденное простыми словами невозможно! Улица была заполнена до отказа, я даже испугался, что не найдем свободного местечка. Парни и девушки танцевали под «Хава Нагила» образовав вращающиеся кольца. Музыка, создаваемая аккордеоном и барабаном, падала с неба на бушующую толпу, и растекалась по головам танцующих, приглашая присоединиться. Мелодии сменялись одна за другой. Я обратил внимание, что мои товарищи стали постепенно присоединяться к танцующим, кольца которых втягивали их в общий круговорот. Смешно было наблюдать, как под «Фрейлехс» танцуют наши немцы. Безудержное веселье продолжалось до утра.
Так замечательный еврейский праздник «Симхат Тора» еще больше сплотил нашу группу.
Comentarios