top of page

Рекс или почти музыкальная история Борис Гофман Записки военного дирижера

Обновлено: 26 июн. 2020 г.

Эту удивительную историю рассказал мне известный военный дирижер, легенда военно-оркестровой службы СА, Борис Гофман.

Также вашему вниманию представляю очерк: "Борис Гофман- дирижёр легенда




Справка


Гофман Борис Ефремович род.6 марта 1930 года, гор. Гомель, Белоруссия — военный дирижер, композитор. В 1946 году окончил УШМВ (Уфимская школа музыкантских воспитанников.) В 1949 году окончил музыкальное училище им.Гнесиных по классу кларнета,преподаватель А.Л.Штарк.

В 1953 году — музыкально-педагогический институт им.Гнесиных.В 1957 году институт военных дирижеров(Москва),преподаватели:Х.И.Хаханян, Г.М.Калинкович,И.М.Майоров,К.М.Камышев.

В 1957 года дирижер военных оркестров в Украине (Ново-Московский учебный центр-пос.Черкасский,Днепропетровская область,затем г.Чугуев Харьковский области).

В 1966-1971 году дирижер военного оркестра гор.Петропавловск-Камчатский.


В 1970 году на Всеармейском конкурсе военных духовых оркестров СССР- оркестр Бориса Гофмана занял 1-место.Если учесть тогдашнее колличество подобных коллективов в советской армии - это грандиозный успех.


Композитор Борис Ефремович известен как автор первого Корятского балета "Эмэм Кутх".На создание балета у композитора ушло почти два года. Борис Гофман обратился к Георгию Поротову, у которого имелась коллекция образцов песенного фольклора коряков и ительменов. Некоторые темы использованы в балете без изменений, другие переработаны. Премьера балета состоялась 28 октября 1969 года, в исполмение Корятского национального ансамбля танца "Мэнго"-руководитель А.В.Гиль,он же автор либретто и оркестра под руководством Б.Е.Гофмана. Музыка балета стала"визитной карточкой" ансамбля "Мэнго".

Среди других произведний композитора: более 30 песен и маршей,произведения для духового оркестра,а также две книги:"Белая ворона" изд.Димона (Израиль-2004г.), и сборник поэзии "Модуляция в прошлое "-изд.Димона (Израиль-2003г.)

После Камчатки Б.Е.Гофман продолжал службу в Каменецк-Подольском военном училище до 1983 года.

1983-1985 преподаватель и дирижер Каменец-Подольского культпросвет училища.

1986-1987 преподаватель и дирижер оркестра музыкального училища им.Гнесиных (Москва).

С 1995 года проживает в Израиле.




Рекс или почти музыкальная история      Пса звали Рекс. Он удивительно реагировал на музыку разного характера: маршеобразную пел (выл) громко и уверенно, танцевальную пел как бы улыбаясь, вилял хвостом, и немного пританцовывал, под грустную – грустно выл и будто плакал. Музыканты моего оркестра кайфовали от такого «солиста». Солдаты и офицеры части тоже любили Рекса, подкармливали его всегда чем-то вкусным. Работы у оркестра было очень много, и я брал его на многие полковые мероприятия.      Рекс была большая и сильная овчарка. Зимой он возил на санках моих детей, а летом сопровождал их во время прогулок по лесу.      Жил в будке на улице, около моей квартиры, сидел на цепи. Мы жили в лесу, в 60 км от города Днепропетровска. Я служил военным дирижёром одного из полков дивизии, которая входила в 5-ю танковую армию, где заместителем командующего был генерал-полковник, дважды герой Советского Союза Д.А. Драгунский, который инициировал введение штатных оркестров в полках армии. Правда, в 1961 году их убрали из штата и оставили только в штабах дивизий. А жаль!      Продолжаю историю Рекса. В полку начальником строевого отдела была довольно-таки неприятная личность – подполковник Бабийченко (наш непосредственный начальник). Я, тогда молодой лейтенант, враждовал с ним по  многим поводам, будь то  оформление на службу музыкантов или какие-то бытовые проблемы. Он как мог, ставил мне палки в колёса, да и вообще мы не любили друг друга. Наш труд этот человек считал несерьёзным. Не раз можно было услышать от него обидные слова - такие как нахлебники, лентяи, а еще «духоперы» (откуда только он взял это слово?).      Обращаясь к молодым военным дирижерам, скажу: если вам попался начальник строевого отдела - умный и хороший человек, вам повезло, цените это!      Жил Бабийченко в финском домике напротив меня. Когда возвращался со службы домой, а меня дома не было, он обязательно бросал камнем или палкой в Рекса. Пёс рвался с цепи, оскалив зубы, но сделать ничего не мог. Собаки обычно помнят добро, но и зла не забывают. Однажды полк в полном составе бежал кросс 3 километра - с полигона в расположение части. Бежали: управление полка и три батальона. Оркестр  начал играть задолго до появления бегущих. Рекса я взял с собой, он пел нам по отработанному репертуару. Когда мимо нас пробегал строй офицеров управления полка, Рекс увидел подполковника Бабийченко, и концерт окончился. Он как с цепи сорвался, бросился к бегущим, нашёл своего врага и сильно укусил, прокусив его сапог и ногу…      Добежав до финиша, подполковник  тут же расписал  командиру  полка (нога была в крови) в самых жутких и, конечно, выгодных ему красках их встречу со «зловещим псом». После чего командир закричал: «Го-оф-ман, ко мне!» Прибегаю и докладываю: «Товарищ полковник, лейтенант Гоф…» «Где собака, е.м.?» - орёт он. «Прививают, товарищ полковник», - вру я (воспитанник взял собаку и через лес убежал с ней домой). Этим дело, конечно, не кончилось. Через несколько дней пришла телефонограмма из ближайшего города: привезти собаку или её голову в санэпидстанцию, чтобы проверить на бешенство. В эти дни ко мне пришел отставник-офицер и сказал, что на окраине Днепропетровска он строит дом и для охраны нужна собака. Во спасение пса, с тяжёлым сердцем  я отдал ему Рекса. Через какое-то время наш  оркестр по разнарядке был направлен в Днепропетровск, чтобы похоронить отставного военного…..                Увы, это оказался тот человек, который взял мою собаку!  Подойдя к недостроенному дому, я увидел на цепи привязанного пса. Узнав меня, он прыгал, почти улыбаясь, надеясь на то, что я его заберу. У меня выступили слёзы, чувство вины щемило  сердце. С опущенной головой я прошёл мимо, чтобы не бередить душу… Свою и Рекса.

Публикацию подготовил Борис Турчинский

172 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

БЫЛЬ И НЕМНОЖЕЧКО НЕБЫЛЬ

Платье моё голубое, как небо. Белая сумка под цвет облаков. Я - это быль и немножечко небыль. Я - это дом для души без замков. Чуть...

댓글


bottom of page