Почему сегодня? Не знаю. Конечно, потому что сегодня день Катастрофы. Но этот день был и в прошлом году и годом ранее, а я решился только сейчас опубликовать это письмо, хранящееся в нашей семье с далёкого сорок четвёртого года.
Обычное письмо: двойной лист из ученической тетрадки и незамысловатые фразы написанные полуграмотной соседкой Леной моим старикам – бабушке с дедушкой – в эвакуацию. В эвакуацию, куда они не смогли вывезти своих родителей. И нет ничего особенного в этом письме. Так, бытовуха. Разговор за жизнь. Пара фраз о смерти и дальше за жизнь. Перепечатываю письмо таким, какое есть, со всеми особенностями оригинала:
Привет из Днепропетровска от от тети Лены Нины и Вари мы живы не давно только возвратилис из Софиевки куда нас загнал немец. Когда вы уехали мы жили с вашими родными папой и мамой вмести почти месяц при немцах никто никого не трогал заставила полиция надеть евреям белые повязки со звездой. ( слово не прочитывается) Рахиля описать всего не можно но если я с вами встречус то роскажу все что и делалос. по
том в один ден приказали всем евреям собратся к новому магазину на проспекте и когда собралис то повили всех на гору до кладбища и там расстреляли. я один раз встретила Черву который был у нас завхозом. он при немцах был большим начальником на базе Н.К.В.Д. и спросила не знает ли он о Давидовых он мне сказал что мама умерла от разрыва серца еще когда ее визли на растрел а за папу не знает больше я его никогда не встречала. о том как мы с ними жили когда встретимся роскажу приежал в Днепропетр
Давид зят Певзнера но я не видила так как живу на 6 й чечеловке дом 56 кв 70 наш дом разрушен но ваша хата цела в ней живут. приежайте. от Изи писем нет Варя на почте каждый день спрашивает.
пока досвидание. пишите. т. Лена
10/ХII 43 г
Вот такое письмо.
А Изя, старший сын бабушки с дедушкой, погиб в первые часы войны, так как до 22.6.1941 служил строевую в Ровно санинструктором–артиллеристом и с начала войны вестей о нём больше не было.
Comments