- Бабушка почему ты такая сегодня грустная? И глаза мокрые? Что случилось?
- Да ничего не случилось. Вот беду имею, что вчера было не помню, а что было 60 лет тому помню, как вчера было.
- И что такого случилось 60 лет тому? Какой это год был?
- Давно, еще как мы тогда в Польше жили. А пришли немцы и все это и случилось. Чейбу вспомнила. Бедную маленькую Чейбу и ее куклу. Соседи у нас были хорошие, евреи, а я дружила с Чейбой, она такая как и я была, все так же как и я кушала, и гуляли мы вместе, и всё время вместе, подружки. Да.
- И что?
- А то, что так оно всё и было. Послушай внучек расскажу тебе.
- Сташек, где так долго был? Уже Ирусю спать уложила, видела ты возом приехал а тебя нет. Где же ты был , Сташек?
- Ой Катерина, я к соседям Кешвам заходил. Должен был зайти, возле калитки меня Аарон перехватил, слёзно попросил зайти. Умолял, вот я и зашел. А произошло вот что: два дня тому в соседнем селе немцы всех евреев переловили. Боже милостивый, что это творится?
- Ну и что с того, что переловили?
- А то, что кого не убили сразу дома, того куда-то увезли. Наверное казнить где-то. И объявили, что тот, кто будет уличен в сокрытии еврея или еврейского ребенка, будет жестоко наказан! Вчера убили пана Ромчикова, он детей еврейских прятал. Дом его спалили а жену с детьми прогнали.
- А ты к Аарону зачем ходил? – Голос Катерины дрожал и наполнился смертельным ужасом.
- А затем, что Аарон плакал и просил спрятать маленькую Чейду, деньги мне пытался в руки всучить, и просил, просил. А зачем мне его деньги? Зачем?
- А остальные их дети?
- А остальные уже слишком большие. Ну и мальчики, сама понимаешь.
- Но их семья светская совсем. Они и в синагогу ходили раз в год, и по суботам работали, что-то там во дворе всегда делали. Чейба это же подружка нашей Ирочки. Что это Сташек происходит, такое, что?
- Чума это немецкая пришла и беда «чёрная» это происходит. Я должен спрятать маленькую Чейду, что думаешь Катя?
- Думаю, если не поможем этим людям, Бог нам не простит.
- Бог то простит, он Великий и Всемогущий, я себе не прощу. Я сейчас приведу к нам маленькую Чейду, я мигом.
За четверть часа Евстахий привёл маленькую и напуганную Чейду. С собой она имела только сшитую из цветных лоскутков куклу, и всё.
Чейба была очень послушной, ей наказали сидеть в доме и не выходить гулять на улицу, ни с кем не разговаривать. Чейба слушалась, но такая красивая кукла! Пан Стась говорил, что найдёт для куклы кавалера, жениха и, может быть, купит. Только от этой мысли Чейба уже была счастлива, но вон Ирця гуляет с девочками, как же им всем не показать такую красивую куклу? Чейба не выдержала и вышла из пустого дома.
Сегодня пан Гжегош был очень зол. Ночью корова сдохла. «Врезала дуба», не смогла розродиться и вместо телёнка принесла проблем. Надо бы её на базар свезти на телеге пана Евстахия.
На столбе, с раннего утра, повесили яркое объявление: «За выданного жида или жидовского ребёнка НАГРАДА 25 РЕЙХСМАРОК!»
Пан Гжегош задумался и медленно побрёл дальше в шинок заливать неудачу с коровой водкой. На встречу шла маленькая Чейба, он знал, его сосед прячет еврейского ребёнка, но за три мешка проса, два мешка зерна и мешок кукурузы пообещал молчать.
- Девочка, куда ты сама идешь?
- Иду подружкам куклу показать. Кукле нужен жених, может есть у кого?
Чёрная мысль как молния вспыхнула в голове Гжегоша. Новая корова уже нарисовалась в воображении. Пан Гжегош задумался и сказал:
- Ну тогда идём со мной! Там такие красивенькие куколки есть, там женишок и для твоей найдется, идём, идём.
Сегодня в красивый, желто-золотой день, к дому старосты села подъехало два автомобиля. Из одного вылезли двое: немецкий офицер и офицерка. Второй автомобиль был грузовиком с закрытым фургоном, из него, позже, вылезли двое солдат вооруженных автоматами. Еще, час спустя, начали люди приводить маленьких детей. Часть детей плакала, часть просто хныкала.
- Идём Чейба, идём! Там в этом доме есть красивые куколки, и для твоей женишок, наверняка, есть. – Он завёл ребёнка внутрь и подвёл к столу с офицером и офицеркой.
- Как тебя зовут? – Офицерка спрашивала и смотрела строго насупив брови.
- Ты Эльза что, слепая? – Немец был ещё злее,- Что не видишь что это маленькая жидовка? Кто и где её прятал?
- Господин офицер, я не знаю где она пряталась и кто её прятал, я схватил её посреди улицы. – Гжегош испугался и уже начинал жалеть, что его, как ему казалось, великолепная идея заработать немножко денег, совершенно не великолепная.
- Хорошо, на 10 рейхсмарок, и вали отсюда ублюдок! – Гжегош был в самом низу «пищевой цепочки» и ему за свой позорный поступок расчитывать на большее не стоило.
Он встал, взял деньги и вышел из комнаты вон. К маленькой Чейбе подошла женщина-офицер, вырвала из детских рук куклу и швырнула ее в мусорное ведро. Потянула Чейбу за руку, и отвела онемевшую от ужаса девочку в соседнюю комнату. В комнате на полу сидело несколько детей, некоторые плакали и звали маму. Чейба молчала. Страх и кукла в мусорнике, её вид, так перехватило горло, что слёз не было.
Пан Евстахий вошел в дом и по заплаканным глазам жены и дочери сразу всё понял.
- Где маленькая Чейба?
- Папочка, папочка, она пошла, наверное, нам всем девочкам показать свою красивую куклу. А пан Гжегош схватил её за руку, сказал, что где-то там есть красивые куклы, и куда-то Чейбу увёл.
Евстахий положил на скамью новую куклу для Чейбы, сел и заплакал.
Натания 2020
Кирнос Юрий
Комментарии