top of page

Мариам Самари. Из книги воспоминаний «Страницы памяти» Как молоды мы были…

Моя учёба в Куйбышевском педагогическом институте не была очень сложной, даже наоборот, после школы с её математикой, физикой и другими трудными для меня предметами, наступило время, в котором произошло много радостных и приятных событий, и сейчас с удовольствием вспоминаю об этих четырёх годах.

Факультет русского языка и литературы предусматривал четырёхгодичное обучение, после чего выдавался документ об окончании высшего учебного заведения. Позднее на этом факультете обучались уже пять лет. Но и четырёх лет хватило, чтобы понять, что почти все изучаемые предметы абсолютно не нужны для дальнейшей работы в школах СССР. Дальше молодой учитель должен был повышать свой уровень самостоятельно, чтобы стать настоящим мастером своего дела. Но об этом я поведаю в следующем разделе, а пока учёба в Куйбышевском педагогическом институте.

Первый семестр начался не сразу, так как все первокурсники должны были пройти испытание колхозом. Это своего рода испытание на выносливость будущих учителей. Я, естественно, не сразу поняла, что после падения (об этом я писала во второй части воспоминаний) эта дополнительная физическая нагрузка на организм будет приносить мне адские боли – трещина в ребре не давала покоя ни днём, ни ночью. А так как спать нам приходилось в сараях, на нарах, то ночи мои проходили в основном в стоячем или сидячем положении. Утром, естественно, я еле волочила ноги по меже, так что казённым языком можно было сказать: от меня была плохая отдача при сборе урожая.


Сразу скажу о сборе урожаев в СССР. Колхозников не хватало, поэтому был найден выход – в осеннее время на сбор урожая привозили работников заводов и предприятий или студентов. Причём студентов привозили на срок до месяца. В богатых колхозах им предоставлялись места в клубах или у самих колхозников, в бедных – вот такие сараи. Никаких удобств, по существу, не было. Еда тоже была самой примитивной – хлеб, картошка, овощи. Один раз в неделю устраивали баню.

Но, по-видимому, не только у меня были плохие показатели, к физическому труду мало кто был готов. Девушки городские, как я, совсем не приспособлены были к колхозному труду, деревенские тоже предпочитали работать умеренно. К концу дня все еле работали, втихаря затаптывая картошку в землю. Да, комсомольским азартом будущие педагоги не отличались!