top of page

ЙОМ КИПУР _ СУККОТ _ СИМХАТ ТОРА

ДВА АНЕКДОТА Один правильный, другой – неправильный. Первый звучит так. В йом-кипур, уже на исходе дня, к синагоге на "бентли" подъезжает еврей. Выходит. В зубах – сигара. Вслед за ним выскакивает пудель. С пуделем на поводке и с сигарой в зубах, еврей проходит мимо истово молящихся измученных постом прихожан через весь зал к арон акодеш и, подняв глаза, заявляет: "В прошлом году мой доход составил полмиллиарда долларов. Чтобы в этом году был не меньше миллиарда, понял?" Разворачивается и уходит. Один из верующих в ужасе шепчет: "Г-споди! Неужели Ты пойжешь на поводу у этого наглеца и исполнишь его желание?" Голос с небес: "А куда я денусь? Если он не получит свой миллиард, то вообще в синагогу заходить не будет." Второй анекдот: на человека сыплются несчастья – жена бросила, с работы выгнали, квартиру обчистили, болезни всякие… Он обращается к Вс-вышнему: "Молюсь, соблюдаю заповеди! За что мне всё это?!" Голос с небес: "А вот не нравишься ты мне!" Второй анекдот явно неправильный. Б-г не волюнтарист, чтобы что-то делать человеку "просто так", на самом деле этот подход подразумевает то, что человек является игрушкой высшей силы вне зависимости от его поступков. Но вот первый анекдот – в чем его правильность? Неужели Вс-вышний не накажет нахала? Конечно накажет, но если тот останется нахалом до конца жизни и накажет не в этом, а в следующем мире. Наш мир – не место расплаты, а место работы. На токарном станке не выдают зарплату. Зарплату выдают в окошке кассы после работы. А в чем работа человека в этом мире? В приближении к Вс-вышнему. И то что обрушивается на человека в этом мире – это не (за что?), а (для чего?). все, что с нами происходит – происходит для того, чтобы мы удачно выполнили нашу работу по приближению к Нему. Беды и радости приходят к нам исключительно в воспитательных целях. Йом-Кипур – действительно единственная ниточка, связывающая наглого еврея с Творцом, и рвать эту ниточку никак нельзя! В течение года день за днем, час за часом Вс-вышний будет подводить его к тому, чтобы через год, когда он опять заглянет в синагогу – вдруг случиться нечто, что заставит его иначе взглянуть на свои отношения с Б-гом. И тогда путь от дверей до арона-акодеш станет началом его приближения к Вс-вышнему. А если нет – пусть не обессудит. У Вс-вышнего есть и другие средства воздействия, зачастую страшные, и тогда может настать день, когда он этот путь проползет на коленях, поднимет глаза и прошепчет: "Прости!.." Но и здесь ему не надо отчаиваться, и это не наказание, а воспитание. Пусть вспомнит строки великого Рильке: Как мелки с жизнью наши споры. Как крупно то, что против нас! Когда б мы поддались напору Стихии, жаждущей простора, Мы выросли бы во сто раз. Все, что мы побеждаем, - малость. Нас унижает наш успех. Необычайность, небывалость Зовет борцов совсем не тех! Так ангел Ветхого Завета Нашел соперника под стать - Как арфу он сжимал атлета, Которого любая жила Струною ангелу служила, Чтоб схваткой гимн на ней сыграть. Кого тот ангел победил, Тот правым, не гордясь собою, Выходит из любого боя В расцвете и сознаньи сил. Не станет он искать побед. Он ждет, чтоб Высшее Начало Его все чаще побеждало, Чтобы расти Ему в ответ. (перевод Б.Пастернака)








СУККОТ








ЮБИЛЕЙ БУДУЩЕГО







У евреев все не как у людей. У нормальных народов главный праздник случается раз в год, у евреев – шабат! – раз в неделю. Народы устраивают праздники в память о событиях, которые уже произошли, евреи... евреи в общем-то тоже. Но не всегда. Скажем, согласно мидрашу, когда к Аврааму пришли три ангела, он угощал их мацой – праздновал Пейсах, дату БУДУЩЕГО исхода из Египта. Вот и в Суккот - один из интереснейших аспектов праздника это годовщина объединения человечества под знаменем Машиаха и Вс-вышнего. "И в день этот будет Г-сподь един и Имя Его едино!" Ну да, ну да, согласен, еще Машиах, скажем так, не совсем здесь, и ко Вс-вышнему пока не все спешат. Но ведь это будет, мы точно знаем – так зачем терять время, давайте праздновать заранее! Так евреи и решили еще в незапамятные времена, и, поскольку, праздник получался интернациональный, в Храме "в дни Суккота приносили в жертву 70 быков за 70 народов мира".(Мидраш Танхума о Пинхасе) А когда, "народы, распри позабыв, в великую семью соединятся", то, согласно свидетельству, или, что почти то же самое, пророчеству Захарии все они придут в Иерусалим и объединятся с народом Израиля. "И будет каждый... из народов ... подниматься из года в год, чтобы поклониться Царю, Господу Цеваоту, и праздновать праздник Суккот" (Захария 14:16). И далее: те из народов, кои начнут отлынивать от этой экспедиции, получат от Вс-вышнего засуху и прочие экономические санкции. Так что, евреи, давайте выполнять нашу особую работу, а своим нееврейским друзьям пожелаем: "Хорошего Суккота – и до встречи В Иерусалиме!"















СИМХАТ ТОРА








СЛЕЗЫ








Отплясав в синагоге, мы вышли со свитками Торы на центральную улицу Пардес Ханы и двинулись по направлению к центру, продолжая танцевать. Прохожие поздравляли нас, кто-то присоединялся к нашей оргии. Водители проежающих машин замедляли ход и приветственно гудели, радуясь дарованию той самой Торы, согласно которой им в праздник ехать категорически запрещено. И вдруг из дома выскочила девчушка лет двадцати в одеянии, по сравнению с котором бикини выглядело бы монашеским балахоном. Она бросилась к свитку Торы и, заливаясь слезами, стала ее обнимать и целовать. Она при этом не произносила ни слова, но в наступившей тишине отчетливо звучало:




"Я еврейка! Пусть я не живу по Торе, но это моя Тора!"




И другие слезы помню я. Тоже АКАФОТ, но уже на исходе Симхат-Торы, на большой площади в Акко. Это был разгар "Интифады Аль-Акса", когда каждый день гремели выстрелы на дорогах и взрывы самоубийц, когда еврейская кровь лилась рекой, и каждый из стоящих на площади вспоминал близких ему людей, которых уже сожрал этот Молох и думал о том, скольких он еще поглотит. Раввин повторял: "Да будет этот час часом доброты,часом доброты и милости твоей!"




И все тысячи собравшихся пели: "Да будет этот час




Часом доброты,




Часом доброты




И милости твоей!"




Это была молитва, идущая от всего сердца. Эти люди, в кипах и без – молились. Плакали и молились. Потому что они евреи. Это был день Торы. Их день

29 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

МНЕ НЕ СПАЛОСЬ

Мне не спалось. Бесцельно мысль бродила, Не зная, где присесть. Рука бездумно (что-нибудь) чертила. Всё было, словно месть. Ночь мстила,...

ГОРЬКИЙ ШОКОЛАД

Вам чёрный чай иль кофе предложить? Вот горький шоколад. В нём нет обмана. За чашечкою можем обсудить. А тема, кстати, явно многогранна....

У СТИХОВ В ПЛЕНУ

Конечно, же диван. Конечно, же тетрадь. И карандаш мне дан, Чтоб до утра не спать, Чтоб в рифму бился пульс, Виски терзала мысль. Я...

Comments


bottom of page