Иван Оленчик – мой добрый старый друг. Мы познакомились с ним в Одесской консерватории. Познакомились – и сразу подружились. Мы оба учились в классе Калио Мюльберга. Естественно, вместе участвовали в концертах класса учителя.
Ваня занимался на курс старше, хотя по годам мы одногодки. На пятом курсе Иван уже преподавал в консерватории и был моим преподавателем по ансамблю. Было очень интересно, он сам играл с нами. Мы успели выступить вместе на нескольких концертах.
Наша дружба продолжается по сей день. Сегодня мой друг расширил сферу своей деятельности, он – составитель и редактор нотных изданий. Недавно я узнал, что скоро получу от Ивана подарок: новые издания его нот. Среди них - собственные произведения, переложения для кларнета других композиторов и т. д.
Мне всегда с ним было интересно, очень. Это мое ощущение и сегодня со мной.
***
Иван Оленчик – выдающийся российский кларнетист, педагог; заслуженный артист РСФСР, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных; автор педагогического и учебно-методического репертуара для кларнета и блокфлейты (в частности, «Шеcтнадцать виртуозных этюдов для кларнета cоло», «Хреcтоматия начинающего кларнетиcта», «Хреcтоматия для блокфлейты»), а также пьес и этюдов для ансамблей духовых инструментов. И.Ф. Оленчику принадлежит ряд интереcных концертных cочинений для кларнета: «Двадцать каприcов для кларнета cоло», «Концертная пьеcа на темы Д. Шоcтаковича» для кларнета и фортепиано, «Вариации на тему М. Леграна» для кларнета и фортепиано, «Фантазия на темы М.П. Муcоргcкого» для кларнета cоло, Концерт для кларнета, cтрунного оркестра и фортепиано, две «Фантазии в cвободном cтиле» для кларнета и фортепиано, «Концертный марш» для духового оркеcтра, обработки народных пеcен, cборники «Cлавянский базар» и «Жемчужины Украины».
В репертуаре Ивана Оленчика всегда было большое количеcтво произведений различных авторов для кларнета соло. Отдельную главу составляют cочинения cовременных композиторов – Романа Леденёва, Шалвы Давидова, Вадима Кулёва, Георгия Cальникова – отмеченные посвящением Ивану Оленчику.
Ныне в радиофонде Роccии хранятся и звучат в эфире запиcи, сделанные кларнетиcтом в cопровождении оркеcтра и в сопровождении фортепиано.
***
Иван Федорович Оленчик родился в 1952 году в селе Касперовцы Тернопольской области. Игре на кларнете учился в Тернопольском музыкальном училище (класс преподавателя Г.С. Гевояна), окончив которое в 1971 году, продолжил обучение в Одесской консерватории (класс профессора К.Э. Мюльберга). Затем совершенствовался в аспирантуре государственного Музыкально-педагогического института имени Гнесиных у профессора И.П. Мозговенко.
И.Ф. Оленчик – лауреат Республиканского (Киев, 1976), Всесоюзного (Минск, 1979) и Международного («Пражская весна», 1981) конкурсов. Награжден орденом «За заслуги перед отечеством» II степени.
Карьеру оркестрового музыканта Иван Федорович Оленчик начал в 1973 году в симфоническом оркестре Одесской филармонии. Затем, с 1976 года, служил в Cоветской Армии, в оркестре штаба Одесского военного округа. С 1978 по 1984 год – концертмейстер группы кларнетов Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР.
С 1986 по 2002 год – солист Госоркестра СССР под управлением Е.Ф. Светланова. С 2003 по 2011 год – солист Московского государственного академического симфонического оркестра (дирижер П. Коган). С 2002 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных и в специальной музыкальной школе имени Гнесиных.
***
- Иван, как начинался твой путь в музыке? Предполагаю, что в родном селе, как и во многих селах тогда, был духовой оркестр, где играли такие же мальчишки, как и ты, - и это тебя заинтересовало. А твои родители? Имели ли они отношение к музыке?
- Я в музыке столько, сколько себя помню. Отец был уникальным, очень одаренным музыкантом, который всю свою короткую, но яркую жизнь посвятил духовой музыке. Он умер в 53 года. Многие музыканты его помнят: Федор Васильевич Оленчик.
Возвратившись с войны, отец начал создавать в разных селах Тернопольщины духовые оркестры. Это была его страсть. По моим подсчетам, этих оркестров было восемь. Так что не просто сельский оркестр был в моем детстве, а были оркестры, созданные и руководимые близким и дорогим мне человеком – моим отцом!
Время тогда было неспокойное, только-только начиналось становление советской государственности на территории Западной Украины. Отец был беспартийный, но где прежде всего был нужен духовой оркестр? - Конечно, на собраниях, митингах, демонстрациях, на праздничных мероприятиях. И в первую очередь надо было разучивать с оркестром гимн СССР, Интернационал и т. д. Как отец остался жив, одному Богу известно, это до сих пор для меня загадка. Но, во всяком случае, музыкой он зарабатывал, и это давало нашей семье какой-никакой достаток. Отец знал великолепно гармонию, инструментовку и умел играть на всех духовых инструментах в достаточной степени, чтобы обучать молодежь. Больше всего он любил кларнет и играл на нем довольно прилично, во всяком случае, мне тогда так казалось.
Мне этот инструмент достался по наследству, и на нём я делал свои первые шаги в музыке. Кроме кларнета, я брал уроки игры на скрипке. И на этом инструменте мой отец играл довольно прилично.
Мама, Стефания Антоновна, не была музыкантом, но очень хорошо пела и обладала отличными музыкальными данными. Старший брат Ярослав окончил Харьковский институт искусств и был превосходным теоретиком.
Моими первыми учителями музыки были четыре человека, о которых я с благодарностью вспоминаю. Это мой отец, преданные свому делу школьные преподаватели музыки Эротей Григорьевич Сохацкий и Валерий Павлович Гель и мой старший брат.
- Расскажи нам о Тернопольском музыкальном училище. Каким оно тебе запомнилось? Кто был твой учителем по специальности, запомнились ли преподаватели других дисциплин, с кем ты дружил? Я помню, как директор Тернопольского училища приезжал в Одесскую консерваторию послушать игру своих выпускников. Кажется, это было в 1978 году.
- Да, Борис, ты не ошибся. Это был Е.П. Давыдов. В Тернопольское музыкальное училище им. С.А. Крушельницкой я поступил без особых трудностей. Возможно, сыграло и то обстоятельство, что за год до этого училище окончил мой брат, который зарекомендовал себя в учебе с самой лучшей стороны.
Духовой отдел в училище был элитным благодаря высокому исполнительскому уровню духового оркестра. Оркестр прославился на республиканском уровне под руководством В.В. Розсохи, прекрасного музыканта и дирижера. Под руководством Виктора Васильевича я неоднократно выступал как солист-кларнетист. Теплые, дружеские отношения у нас сохранились и по сей день.
Преподавателем по кларнету в училище у меня был Г.С. Гевоян. Мое становление как начинающего кларнетиста осуществлялось под его умелым руководством. С этим человеком меня и сегодня связывает большая дружба. Я всегда готов выразить этим людям свою признательность и любовь за все, что они для меня сделали.
- Помнится, первые этюды Иваном Оленчиком были написаны еще в студенческие годы? Сложные в техническом плане, по своему музыкальному содержанию они были очень интересны…
- Хотелось написать такие этюды, которые нравились бы кларнетистам, игрались с желанием и в то же время способствовали бы профессиональному росту исполнителя. Что касается каприсов для кларнета-соло, то впервые в России такого рода сочинения были выпущены еще первым профессором Санкт-Петербургской консерватории Э. Каваллини. Выстроены они по принципу «от простого к сложному», где простые – очень легкие, а сложные не превышают трудностей, заложенных в этюдах Л. Видемана, Г. Клозе, А. Штарка. Эти этюды были написаны в XIX веке и, естественно, за истекшее время кларнетисты сделали огромный технический скачок. Мои «20 каприсов» – движение времени, острая необходимость преодолевать очередные технические трудности. Я счастлив, что они завоевали большую популярность не только в России, но и за рубежом. Хотелось бы высказать огромную благодарность моему другу, замечательному музыканту и человеку, генеральному директору издательства «Современная музыка» Ф.Й. Такуну за выпуск всех моих произведений.
- Иван, ты много лет прожил в Одессе. Чем эти годы были для тебя?
- Запомнились многим. Это и учеба в консерватории, и работа в Одесском симфоническом оркестре, и, наконец, служба в замечательном оркестре штаба Одесского военного округа, в коллективе, который в 1980 году завоевал второе место на Всесоюзном конкурсе военных оркестров СССР (дирижер С. Волынов), а в 1988 году стал лучшим оркестром Вооруженных сил СССР (дирижер народный артист Украины А. Салик).
- Мне вспоминается одно твое блестящее выступление с военным оркестром. Исполнялись концерт Шалвы Давидова, «Деннериана» Андре Блоха и Молдавская фантазия «Чокырлия». Правда, это было позже… Давай начнем с консерватории.
- Вопрос «куда поступать?» для меня не стоял. Будучи на четвертом курсе музыкального училища, я поехал в Одесскую консерваторию на консультацию, и именно к Калио Эвальдовичу Мюльбергу. После первых встреч с ним мой творческой путь был для меня четко обозначен – такой он был увлекающий музыкой человек!
Я с первых шагов просто-таки влюбился в своего преподавателя. Пять лет учебы пролетели как один миг. Я много занимался, стремился как можно лучше овладеть любимым инструментом.
Меня послали представлять Одесскую консерваторию на Всесоюзном отборочном конкурсе исполнителей к Международному конкурсу «Пражская весна», и на нем я стал лауреатом Республиканского конкурса, завоевав первую премию.
Я учился на втором курсе, когда был приглашен в Одесский симфонический оркестр, на место первого кларнетиста. Для меня началась новая, очень интересная жизнь, концерты с известными всей стране дирижерами и музыкантами. С Одесским симфоническим оркестром стремились выступить многие звезды отечественной сцены, а также именитые музыканты из разных стран мира.
Однако главным делом на то время для меня была учеба в классе К.Э. Мюльберга. Он был моим кумиром, таким остается и сегодня. Всем, чего достиг в мире музыке, я, в первую очередь, обязан ему - его правильно выстроенной методической работе, великолепной, в высшей степени профессиональной игре. Он был блестящим интерпретатором многих произведений, его сольные выступления всегда были праздником для любителей музыки города Одессы и не только. И, конечно, я не могу не сказать о его человеческих качествах. Это был прекрасной, доброй души человек.
В моей творческой жизни его заслуга огромна!
После окончания консерватории Мюльберг предложил мне работать на кафедре духовых инструментов консерватории. Он оказал мне неоценимую помощь в моей подготовке к поступлению в аспирантуру при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, как он раньше назывался.
- У тебя много учеников, и я думаю, нашему читателю будет интересно узнать подробней о некоторых из них, о твоих надеждах и их успехах.
- До 2011 года в РАМ имени Гнесиных я работал по совместительству в качестве ассистента профессора И.П. Мозговенко, поэтому ученики были как бы наши общие. Многих я считаю своими, потому что вложил сердце, душу и все свои знания в их профессиональное становление. Многие из них стали лауреатами различных конкурсов, которых сейчас в России обилие. И это очень хорошо! Молодые музыканты имеют возможность себя творчески показать. Когда я пришел в Академию работать в качестве ассистента, все они были на разных курсах. В судьбе некоторых из них я принимал личное участие, чем очень горжусь. Я занимался с ними изучением оркестровых партий, приглашая играть в различных программах Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Е. Светланова и Московского академического симфонического оркестра под управлением П. Когана. Сейчас это известные кларнетисты в Москве – А. Харламов, Е. Соловей, С. Богатыренко (к сожалению, трагически погибший), Д. Климович, солист оркестра Большого театра С. Петров, кларнетист ГАСО имени Е. Светланова А. Облезян.
В данное время у меня в классе занимается новая плеяда талантливых ребят. Думаю, что их ждет большое будущее. Как гласит библейская мудрость: «Идущий после меня будет сильнее меня»!
- Скажи несколько слов о своих педагогических принципах…
- Если человек талантлив, но не хочет работать, ничего не получится. Бывает и по-другому: и талантлив человек, и много работает, но педагог не может раскрыть ученика. Часто случается, что у студента нет качественного звучания, и причину этого может определить только знающий и опытный преподаватель. Важно все: начиная с инструмента, трости, мундштука и заканчивая многими тонкостями постановки губного аппарата, не говоря о дыхании – это основа, с которой надо начинать занятия.
Несколько слов о важности ансамблевого воспитания. К сожалению, в нашей стране очень мало камерно-ансамблевых конкурсов. Бесконечная сольная концертная игра в юном возрасте наносит духовику определенный вред. У очень многих детей развивается «звездная болезнь», что вряд ли произойдет в камерном ансамбле. Я глубоко убежден, что каждый исполнитель должен готовить себя к игре в оркестре. Главным направлением для духовика является оркестровая и камерная музыка. Это и есть то, чем он будет заниматься в своей профессиональной деятельности.
Я и сегодня остаюсь при мнении, что концертная деятельность духовика не может равняться с сольной деятельностью пианиста, певца или струнника. На мой взгляд, кларнет, как и любой другой духовой инструмент, – это определенная оркестровая краска, хотя и очень яркая.
Так сложилось в нашей стране, что обучение в начальных, средних и высших учебных заведениях скорее ориентировано на сольное концертное исполнительство, что, как мне кажется, имеет определенные негативные черты. После окончания вуза молодой человек приходит в оркестр совершенно не готовым играть камерную музыку, он не умеет играть в ансамбле!
И тогда обучение в оркестре начинается как бы с нуля. Во многих западных странах ансамблевой игре отводится едва ли не самое важное место, во всяком случае, она ценится ничуть не ниже, чем сольное концертное исполнение. Собственно, чем отличаются хорошие западные симфонические оркестры от «наших»? Большей ансамблевой слаженностью!
Я всегда сочетал основную работу в симфоническом оркестре с сольной концертной деятельностью. Апогеем моей сольной активности была работа в оркестре Министерства обороны СССР. Это сольные выступления практически на всех крупных площадках страны и за рубежом: Франция, Норвегия, Венгрия, Австрия, Швеция. Я сделал множество записей на российском радио. Кстати, именно в тот период я первым среди военных музыкантов получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Но вот парадокс: когда я начал работать в Госоркестре, пришлось мои концертные выступления сократить - в первую очередь, из-за нехватки времени, а во-вторых, как бы помягче сказать… наш дирижер Евгений Федорович Светланов был не в восторге от моей сольной исполнительской деятельности. Странно, да? До сих пор не могу до конца понять причины этого. Думаю, он считал, что музыкант, который играет в его коллективе, должен все силы отдавать только оркестру.
Главный дирижер МГАСО, в котором я тоже работал, Павел Коган, сольные выступления поощрял. В частности, в сезоне 2005–2006 в Большом зале Московской консерватории я сыграл под его руководством первый концерт К.М. Вебера совместно с Московским академическим симфоническим оркестром.
Сейчас, когда я полностью перешел на педагогическую работу, у меня в этом отношении неограниченное поле деятельности.
- Иван, до Московского академического симфонического оркестра ты работал в лучшем на то время Государственном академическом симфоническом оркестре СССР под управлением Евгения Светланова. Затем у вас в коллективе случился кризис, и ты перешел в оркестр под управлением Павла Когана...
- Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Евгения Светланова был выдающимся творческим коллективом. 1980-е годы были вершиной его взлета, но, к сожалению, как иногда бывает, после небывалого взлета происходит болезненное падение. Причин тому много. И развал страны, когда стало не до искусства, и большой отток хороших музыкантов за рубеж, и маленькие, смехотворные зарплаты. Все это привело к «бунту», иначе не скажешь.
Е.Ф. Светланов в эти времена часто бывал за границей и не владел ситуацией. Все кончилось плачевно. Не стало великого оркестра, а вслед не стало и великого дирижера. Все попытки поднять оркестр на былую высоту ни к чему не привели.
Я счастлив, что проработал в этом великом коллективе в качестве солиста-кларнетиста 16 лет.
Многие музыканты начали покидать оркестр, в их числе оказался и я. Павел Коган пригласил меня в свой оркестр, за что я ему очень благодарен. Время было смутное, непонятное. Куда идти – вопрос. Вопросов было много, ответов было мало. Вот так мы жили в те годы.
Не хочу сравнивать, какие оркестры по исполнительскому уровню выше и лучше, какие хуже – все это достаточно субъективно и спорно. Есть несколько оркестров в России, безусловно, первоклассных, в их число входит и Московский академический симфонический оркестр. Этот коллектив пользуется огромной популярностью, как в стране, так и за рубежом. И еще один важный штрих. Билет на концерт оркестра под управлением Павла Когана приобрести не всегда просто.
- Готовясь к нашему разговору, я перелистал немало страниц Интернета. Тебе приходилось работать почти со всеми гигантами современного музыкального мира. Даже и не знаю, кого среди них нет…
- Действительно, трудно было бы пересчитать всех дирижеров, с которыми пришлось работать в разное время. Кроме сказанных слов благодарности двум художественным руководителям коллективов, где я работал, – Е.Ф. Светланову и П.Л. Когану – хотелось бы добрым словом вспомнить многих других. На всю жизнь в памяти останутся незабываемые концерты в нашей стране и за рубежом с М.Л. Ростроповичем, К. Мазуром, И. Менухиным, И. Стерном, С.Т. Рихтером и многими, многими другими. А чего стоит встреча и совместные концерты в Москве с Монсеррат Кабалье! Я благодарю Бога за то, что имел счастье соприкоснуться с искусством всех этих великих людей!
- У тебя музыкальная семья. Супруга – заслуженная артистка РФ Татьяна Борисовна Григорьян - прекрасный музыкант, твой концертмейстер. Как вам двоим работается вместе?
- Моя супруга, Татьяна Борисовна Григорьян – мой постоянный концертмейстер с первых дней моего обучения в аспирантуре. Ученица великого отечественного педагога Я.В. Флиера, она со временем стала выдающимся концертмейстером. На Международном конкурсе «Пражская весна» Татьяна была признана лучшим аккомпаниатором. Сейчас она работает в качестве концертмейстера в моем классе и передает свой богатый музыкальный опыт начинающим кларнетистам. Ее разносторонний интеллект, хорошее знание репертуара – все это очень помогает мне в работе со студентами. Она удивительно чуткий и внимательный к людям человек. Этот синтез - залог хорошей игры моих ребят.
*** Разговор с Иваном Оленчиком - для меня всегда радостное событие. Но формат очерка-интервью диктует свои условия, и в заключение я прошу Ивана Федоровича поделиться своим секретом: что он считает главным стимулом своей успешной многогранной деятельности. - Обращаюсь ко всем читателям – и к маститым музыкантам, и к творческой молодежи. Пусть не покидает Вас одержимость! Даже в ежедневных занятиях на своем инструменте пусть не будет у вас рутины - обязательно нужна страсть!
Comments