“Детские мечты - израильской оперы”.
БорисТурчинский
Появлением в журнале «Дети и музыка» статьи о начальном музыкальном образовании исполнителей на духовых инструментах в Израиле я обязан своему старому другу по военно-оркестровой службе в Одесском военном округе Сергею Остапенко. Ныне он заслуженный артист Российской федерации, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Садко», организатор ежегодного Московского фестиваля детского творчества «Дети и музыка» и соавтор одноименного детского музыкального журнала.
Детскому музыкальному творчеству я посвятил многие годы своей жизни. Преподавал кларнет и саксофон, был дирижером студенческого духового оркестра в Ровенском институте культуры, а по приезду в Израиль работаю в консерватории города Петах-Тиквы. Кроме преподавания, веду детские духовые оркестры. Это моя стихия, и, наверное, как бы высокопарно это ни звучало, мое призвание!
Некоторое время назад в одной из бесед Сергей рассказал, что моя статья вызвала интерес читателей журнала и получила большой резонанс, он предложил написать продолжение.
Я призадумался… Ведь я музыкант, «приближенный» к духовой музыке, и пишу обычно об этом. Или же пишу что-то близкое к этой теме.
«Удивительное рядом», - то ли всерьез, то ли в шутку произнес Сергей. Наверное, ему вспомнилась передача телевидения советских времен с таким названием. «Оглянись, подумай, тема где-то поблизости…», - сказал он.
И действительно, все вышло намного проще, чем мне думалось. До новой интересной темы оказалось рукой подать!
Я написал и предлагаю читателю рассказ об уникальном музыкальном проекте, в котором на протяжении долгого времени участвую, как дирижер детского духового оркестра. Я расскажу о детской оперной студии при начальной общеобразовательной школе имени М.Гесс в израильском городе Петах-Тикве. И о детской опере в Израиле вообще, как о таковой.
«Без музыки жизнь была бы ошибкой».
(Фридрих Ницше).
Мыслью насыщенная музыка
Школа имени Мозес Гесс – это начальная школа с музыкальным направлением детского музыкального творчества (оперная студия).
Участие в опере дает нашим детям возможность познать образцы классической музыки, через живое её исполнение. Чтобы именно мелодическая, мыслью насыщенная музыка, стала для них не утомительной, а интересной. Чтобы влилась она в их подсознание. Именно с ранних лет петь, танцевать, играть любит большинство детей. Ведь элементы творчества присущи ребёнку с самого раннего возраста. Это заложено в самой сути человека. И важно дать возможность каждому попробовать свои силы
А когда рядом увлеченные и талантливые взрослые, отличные специалисты, как в школе Гесс, в ребёнке обязательно проявятся тяга к творчеству, радость открытия прекрасного в жизни и в искусстве. Что может быть замечательней!
Истории при помощи пения
Школа «Гесс» - начальная школа с музыкальным направлением. И преподаватели, и родители детей отмечают, что создание детской оперной студии в школе и участие ежегодно в ней большинства учащихся способствовало улучшению микроклимата в коллективе, его оздоровлению, положительно сказывается постоянно на отношениях между детьми.
Школа была основана 65 лет назад. В ней обучаются 855 учащихся. Директор школы Ханита Вайс. Оперная студия создана при школе в 1991году. Художественный руководитель студии Ирина Ляховецкая.
Нашим хором руководит Анна Беренбойм. Я руковожу оркестром. Концертмейстером у нас Ирина Финкельсон.Массовое проявление детского творчества у нас – это участие всех учащихся школы в постановке спектакля. Школа художественной ориентации, и тем она очень популярна. Мюзиклы и оперы можно считать венцом усилий наших педагогов и наших ребят.
Опера, мюзикл, оперетта.
Первой, поставленной у нас вместе с детьми оперой, была "Золушка" композитора Д.Россини. Постановка была грандиозной и произвела огромное впечатление на всех, кто ее слушал. Тогда дирекцией и родительским комитетом школы было принято решение продолжать хорошее начинание. И делать постановки ежегодно. Далее был не менее впечатляющий мюзикл.
Люди давным-давно полюбили рассказывать истории при помощи пения. От оперы мы с детьми пошли к мюзиклу – новому для них музыкально-сценическому жанру, в котором сочетаются музыка, хореография, драматическое и оперное искусство. Дети узнали, что есть сходный с мюзиклом жанр, он называется оперетта. Но мюзикл больше похож на театральное представление и ребят больше захватывает. Как жанр, мюзикл появился в Америке, в театре на Бродвее – одной из главных улиц Нью-Йорка. Все это рассказали мы детям.
Наш "Муравей и кузнечик" на замечательную музыку Саши Аргова, выходца из России, на стихи П.Розенберга. Своего рода притча с моралью. Близкие родственники композитора Саши Аргова посетили постановку и были очень благодарны за удачное решение нами музыкальной концепции спектакля.
Муравей, впрочем, друзья называли его не так официально – просто Муравьишка, жил на краю лесной опушки. Он, пожалуй, ни чем не отличался от остальных муравьев: как и они, сновал туда-сюда, таскал различные веточки-палочки-листочки и строил свой муравейник. Единственное, что отличало Муравьишку от окружающих, так это то, что у него была Мечта. Великая Мечта!.. Огромная! Она составляла цель всей его маленькой муравьиной жизни. Вот так же и человеку нельзя без мечты. – таков вывод!
Далее, 1995 год. Была классическая опера "Кармен" Жоржа Бизе, После нее о школе и постановках в школе опер, заговорили во всем Израиле. Дети были приглашены в Тель-Авив, выступить в "La Boheme" – престижном Центре исполнительских искусств.
Также были оперы "Орфей и Эвредика" Глюка. С этой постановкой после премьеры захотели познакомиться работники министерства просвещения Израиля. Их отзывы превзошли все ожидания!
Потом было «Рондо» Бар Ханса. О детском гетто Терезиенштадт. История оперы взята из истории Холокоста. Опера получилась очень концептуальной. Идея – рассказать детям Израиля о жизни их сверстников в прошлом, в концлагере. Про жизнь и смерть, и опять – про жизнь – с надеждой на будущее.
Это были некоторые арии из оперы, которые дети с блеском исполняли. Министр образования, в то время господин Йоси Сарид, посетил школу. По следам успеха, в этом же году, был приглашен в школу великий израильский скрипач Ицхак Перельман. Он проводил и проводит в школе мастер-классы.
Опера "Волшебная флейта" В.-А. Моцарта – опера веселая, смешная и светлая. Далее была опера" Сказка о царе Салтане "Н. А. Римского-Корсакова по мотивам сказки А. С. Пушкина. Целью постановки было привить юным участникам и зрителям элементы классической культуры. Опера впервые была показана и для жителей города Петах-Тиквы, и для руководителей города, а также для многочисленных родителей. В прессе было много положительных откликов.
Еще один канал самовыражения
Принимают участие во всех наших постановках солисты-вокалисты, ансамбль скрипок, детский хор, танцевальная группа, школьный духовой оркестр, дети которого занимаются параллельно в консерватории. Ансамбль преподавателей, которые работают в этой школе в проекте « Бейт-сефер менаген» (играющая школа).
Мы достигли основных целей в воспитании посредством своих постановок. Создали в школе лучший культурный климат. Ведь совместное с детьми творчество способствует лучшей терпимости друг к другу в детском коллективе, а затем – и в обществе в целом. И это, пожалуй, главная цель.
Учебники по музыкальной педагогике говорят о том, что совместное творчество в детском коллективе: «…способствует созданию позитивной атмосферы конструктивного интенсивного взаимодействия с улучшением академических достижений, в первую очередь – в языковой компетенции (литература, язык, чтение, и выражение)». Сложно сказано, мудрено, но по сути это действительно так! Все это мы увидели воочию в своих воспитательных результатах.
В школе, мы видим, создается еще один канал выражения, и мы убеждаемся, что дети в этом нуждаются.
Дети с особыми потребностями могут найти свое место в жизни через музыку самым неожиданным способом. Вновь говоря языком учебника по педагогике, - они улучшают свой социальный статус.
Это еще один способ самоутверждения, а человек должен прочно стоять на земле. Способ раскрытия своих скрытых способностей. В зависимости от призвания, каждый школьник может попробовать себя в пении, танце, декламации или же изготовлении костюмов. Дети приобретают новые знания о культуре, горизонтально расширяют кругозор. Именно такой – воспитанный, культурный, хорошо образованный гражданин нужен любой стране.
Опера – детям! Почему?
Знаменитый итальянский бас Эцио Пинца однажды сказал: "Дети рождаются с нежным чувством воображения, поэтому опера – та пища, которая им необходима».
Опера отличается высоким качеством музыки. Многие исследования показывают, что, музыка затрагивает ум ребенка, создает изысканную атмосферу, снимает напряженность,
Опера в школе открывает окно в культуру для всех без исключения. Опера включает в себя ряд искусств: кроме музыки, еще и поэзию, танец, драматическое театральное искусство, искусство изобразительное, текстовые искусства. Каждый школьник может найти тут свое самовыражение.
В школьных постановках оперы принимают участие все: и ученики, и преподаватели. Вся школа!
Оперный театр – это школа сообщества
Юных музыкантов школы Гесс приглашают выступать на различных городских мероприятиях и церемониях. Приглашают концертные залы исполнительских искусств, выступать на различных благотворительных и других мероприятиях.
Что особенно важно в этом – это значимость школьного сообщества. Это способствует формированию чувства причастности к общему большому делу и гордости за общий результат.
Великий итальянский режиссер Дзеффирелли был приглашен во время своего визита в Израиль еще в 1997 году на выступлении детей в «Центре искусств» в Тель-Авиве. Вот его впечатления, которыми он поделился с корреспондентом центральной израильской газеты «Гаарец». «Когда я послушал выступление детей из оперной студии школы Петах-Тиквы, я вдруг обнаружил, какое необычное музыкальное образование они получают, несравнимое даже по отношению к музыкальной, вокальной, оперной Италии».
Музыкальная история
Юные ученики школы «Гесс», – оперные исполнители, изучают в школе, что родиной оперы по праву считается Италия; а еще точнее – Флоренция, где в 1601 году во время одного из праздников во дворе, состоялось первое представление оперы, написанной на сюжет мифа об Орфее и Эвридике.
Среди композиторов, первыми обративших внимание на новый жанр в искусстве, был выдающийся К.Монтеверди из Мантуе. В 18 веке центр оперного искусства переместился в Неаполь. Тут сосредоточились прекрасные композиторы: Дж.Пирголези, Д.Чимароза, Дж.Паизиелло, а в дальнейшем блистали в Неаполе Дж.Россини, Г.Доницетти и Дж.Верди.
Мы рассказываем своим подопечным, что опера — уникальный синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство, хореографию. Постепенно мы замечаем сами: каждый из детей выбирает в этих отраслях искусства именно то, что ему больше по душе. И в этом направлении тянется. А ни это ли как раз и называется найти себя в искусстве?
Мы верим в музыку, как образ
В отделе образования муниципалитета Петах-Тиквы, заместитель мэра города Яков Бен-Симхон, который возглавляет городской отдел образования, говорит: «Город Петах-Тиква растет, хорошеет, и мы надеемся, что язык музыки станет еще одним, дополнительным связующим звеном в между репатриантами – выходцами из различных этнических групп у нас в обществе. «Мы верим в музыку, как образ жизни», - говорит он.
Великий Эйнштейн отмечал: " Сила воздействия оперного пения настолько сильна, что она захватывает любую аудиторию…"
Как известно, Эйнштейн был одним из величайших ученых нашего времени. Однако, в детстве был он медлительным, застенчивым и мало сообразительным. Он довольно поздно научился говорить.
В своей же взрослой жизни Эйнштейн производил впечатление очень счастливого человека. Он и был таковым. Сам ученый объяснял это так: «Я счастлив, потому что мне ни от кого ничего не нужно». Ему не нужны были ни деньги, ни слава, ни почести. Его радовали такие простые вещи, как его работа, его скрипка и его лодка. Волшебная сила искусства помогала ему понять, как просто устроен наш «сложный» мир.
Музыка оперы
Она вносит свой вклад в высокое воздействие музыки на человека. По своему опыту мы видим, что улучшается успеваемость детей, их поведение улучшилось неизмеримо! Вот результат участия в совместном творчестве!
Спросите сегодня наших ребят, какие знания из области оперного искусства получили они. И дети толково расскажут, что опера – сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства.
Маленькие лекторы расскажут, что музыкальный театр имеет многовековую историю. Истоки его — в народных празднествах и игрищах, сочетавших пение, танец, пантомиму, действие, инструментальную музыку. Драматические спектакли древности также не обходились без музыки. Велика ее роль и в античной трагедии, и в средневековых народных и культовых («священных») представлениях. Однако как особый вид драматического искусства, в котором музыка служит основой действия, опера сложилась на рубеже XVI—XVII веков. Во многих национальных культурах. И у нас в Израиле она – своя.
Наш же школьный опыт и вовсе уникален. Слово «опера» буквально означает в переводе — действие, произведение. По-латыни «opera» - это творение, труд. Прежде всего – великий труд. И наши ребята это понимают.
О детском пении и его пользе
Что такое детский вокал? Изучая биографии знаменитых певцов, можно заметить, что многие из них соприкоснулись с вокальным искусством именно в раннем детстве.
Раннее музыкальное образование детей всегда благотворно влияло на их психику и культурный уровень. В частности, пение – одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию. Конечно, все дети обладают разными музыкальными способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть коллективным, в хоре, и индивидуальным – занятия сольным пением.
При многих оперных театрах есть детские коллективы, которые наряду со взрослыми артистами участвуют в постановке спектаклей, получая при этом возможность непосредственно соприкоснуться с жизнью театра, выходя на настоящую оперную сцену.
И, как знать, может быть, нашим воспитанникам опера не только поможет стать хорошими людьми, но кто-то из них свяжет свою жизнь с серьезной музыкой?
Традиции оперы в Израиле
Израильская опера в минувшем году отпраздновала свое 25-летие. По этому поводу представила летний оперный уикенд, - с таким сообщением выступили в минувшем году министерства туризма Израиля и России.
На специально возведенной сцене на фоне знаменитой в библейской истории горы Масада в районе Мертвого моря состоялось уникальное по своему характеру представление – опера Джузеппе Верди «Аида» под руководством знаменитого дирижера Даниэля Орена.
На библейской земле есть уникальная красивая традиция: ставить классические спектакли – оперы и балеты, при естественных декорациях, в тех самых овеянных легендами местах, где происходили эти самые исторические события, описанные в хрониках. Таковы знаменитые постановки в бывшей столице римской Иудеи – Кейсарии, в прославленной Масаде.
Детские мечты - израильской оперы
В январе минувшего года состоялась мировая премьера оперы «Ребенок мечтает». Опера написана и представлена на основе произведения Ханоха Левина, одного из самых выдающихся драматургов государства Израиль.
Эта новая опера написана композитором Гилем Шохатом, так сам композитор вместе с режиссером Омри Ницаном, оценили значение оперного либретто Левина.
«Детские мечты» - опера сезона, в частности, продолжает традиции израильской оперы. Для ее постановки были приглашены израильские композиторы, а также композиторы из-за рубежа. Автору удалось через фактуру чистой поэзии и трагедии провести зрителя в пространстве и во времени.
Ханох Левин приехал в свое время в Израиль «из культуры», которая многим здесь очень знакома лично и тем близка. После Второй мировой войны и Холокоста многие изгнанники покинули Европу и оказались в Палестине.
К сожалению, не всегда понимали поколения, что они сами сумели поднять. Ханох был в состоянии перевести эти боли и печали в культурный вакуум, который был в то время в Израиле.
Драматургия Ханоха Левина настолько подходит по духу любому театру, в том числе и детскому, что, если бы драматург был жив, мы, несомненно, попытались бы убедить его написать оперу специально для нас.
Это так и осталось нашей неосуществленной мечтой. Но на этом не заканчивается детская мечта. Ребенок мечтает! И сказочная опера, с любым сюжетом, так или иначе – его мечта воплоти!
«Школа играет и поет»
Всегда интересно послушать рассказ об опыте коллег. Поэтому я записал интервью с художественным руководителем нашей оперной студии, режиссером Ириной Ляховецкой, моим давним товарищем по творчеству и по работе с детьми.
- Ирина, сегодня мы поговорим об опере. И не просто об опере, а о нашей с тобой детской оперной студии, школы имени М. Гесс города Петах-Тиквы. Об уникальном проекте, которому, я убежден, нет равных в мире, и который ты с успехом возглавляешь уже много лет. Сколько же лет, Ира, мы трудимся совместно? Если мне не изменяет память, в 1995 году я начал работать здесь ответственным за проект «духовые инструменты» и возглавил школьный оркестр от муниципальной консерватории. Затем дирекция послала меня на другой «фронт», в другую школу, а, в 2005 году я снова вернулся, и мы продолжили опять работать вместе. Мы в содружестве с тобой поставили уже много постановок!
- Непосредственно режиссером, я являюсь уже семь лет. В эту школу я пришла в 1974 году. В этот период открывалось много новых проектов для репатриантов от министерства культуры Израиля. Муниципалитеты искали все возможные пути, чтобы дать возможность трудоустроить огромное количество прибывших в страну учителей музыки. Решили при школах ввести проекты под названием «Школа играет и поет». Так все это пришло в школу «Гесс» города Петах-Тиквы.
А прежде я уже три года работала в таком же проекте, так что опыт кое-какой был.
Мне пришлось в это время встретиться с новым для меня в преподавании, с игрой на скрипке в небольших группах. Правда, слово «небольших» можно взять в кавычки, иногда я работала только с половиной класса, столько было желающих.
Это был мой первый опыт в этом направлении, и он был успешным. Ты знаешь, Борис, еще ребенком я мечтала быть актрисой. С детства копировала всех подряд известных артистов, играла в драматическом кружке в моем родном городе Днепропетровске. Моей самой большой ролью была Земфира из «Алеко» Пушкина.
Но, увы, на этом все и закончилось. Мой папа не хотел и слышать о моем желании поступать в театральное училище. Его авторитет для меня был непререкаемым, и с его согласия я поступила в Днепропетровский педагогический институт на музыкальный факультет. Затем работа…
Но любовь к театру во мне жила, еще как жила! Совершенно случайно из школы ушла по каким-то обстоятельствам режиссер, и надо было спасать ситуацию. А таких неожиданных знаковых поворотов в судьбе немало бывает в жизни, правда? Вот так все и началось.
- Детская оперная студия при начальной школе – это, по сути, обыкновенная школа, каких в Израиле много. Но то, что ты делаешь со своими коллегами, превратило эту школу в не совсем обыкновенную. Я бы даже сказал, очень знаменитую.
- Оперный проект» в нашей школе существует уже 12 лет. Выбор материала для последующей постановки был всегда хаотичен. Но в последние годы учителям музыки в школах был предложен интересный план-проект на основе всемирной науки, истории, музыкальной литературы и архитектуры, то есть, начиная с 15-16 веков, ренессанс, барокко, классика, романтика, модернизм, и постмодернизм.
И этот план воплощен в жизнь!
В завершение каждого учебного года я подключаю коллег, детей и родителей, и мы находим совместно новую тему, а вместе с этим и постановку.
Как, например, и в этом году. В июне состоялась премьера мюзикла «Алей кинор» композитора-израильтянки, проживающей в США, Ципи Флайшер.
Нас потрясла история о мальчике Земеле, который страстно хотел научиться играть на скрипке, но родители его были категорически против. Каждый день он подходит к старому домику старого учителя Нафтали, откуда доносятся волшебные звуки, очаровывающие его душу. Трудно ему справится со своим желанием, и он заходит в дом, где видит учителя и его учеников, впоследствии ставших ему друзьями.
Как всегда, в развязке побеждают мудрость и справедливость, и мальчик становится скрипачом.
Кстати, я всегда сама придумываю умный и воспитательный финал. Стараюсь обязательно связать действие с действительностью.
Я хочу тут отметить, что и в Израиле, и в других странах, подобные детские театры существуют. В Израиле есть, например, сеть средних школ с музыкальной ориентацией. И там периодически ставят похожие постановки. В основном, мюзиклы. Есть подобное и в клубах. Но, чтобы в начальной школе! Я такого еще не слышала. Речь идет ведь о детях с 6 и до 12 лет.
- Какие самые большие сложности встречаются в твоей работе?
- Хочется очень много сделать и на хорошем уровне, чтобы было оригинально, нестандартно. Но очень мало времени на все это. А надо многому научить участников действия. Ведь в школе нет драматического кружка, уроков танцев и так далее. Всему этому надо ребят научить молниеносно, с любовью, с требовательностью и в минимально короткий срок.
- А какие самые удачные постановки были у тебя за эти годы?
- Любимая и самая удачная постановка всегда та, которая впереди, которая будет на следующий год.
- Я уже немного затронул тему выступлений участников оперы вне школьной сцены, хотелось бы ее продолжить.
- Очень много выступаем с детьми на семинарах, конференциях, конкурсах по линии министерства просвещения. Дважды мы выступали с прославленным израильским скрипачом Ицхаком Перельманом.
- Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о технической стороне дела. Костюмы, декорации, звукотехника—откуда все это?
- Все субсидируется школой, и я мало интересуюсь чем-либо, кроме творчества. На мне творческий поиск в чистом виде. Очень приятно и комфортно работать в такой удобной обстановке.
- Кроме режиссерской работы, ты ведешь ансамбль скрипок. Почти 50 детей. Не трудно и то, и то другое сразу?
- Нет! Это такая радость! Столько удовольствия! Мне, как дирижеру оркестра, приходится иногда играть вместе с ребятами, и я всегда поражаюсь, вот чему. Ведь это групповые занятия, а скрипка, как известно, очень и очень сложный инструмент в обучении, а дети играют довольно стройно и слажено.
- Как ты этого добиваешься? Поделись!
- Момент этого творчества – мой самый любимый момент в жизни. Ищу свой путь, много работаю с детьми. Меня считают преподавателем строгим и требовательным. Система моего преподавания отличается от обычного обучения игре на скрипке. Много внимания с самых первых уроков уделяю умению услышать себя и других.
- И еще пару слов о последней постановке в 2010 году.
- В прошлом году придумала рассказ-либретто на известную музыку 20-х годов. Это американские мюзиклы. Своей задачей я поставила донести детям, что минувший 20-й век—это мощное музыкальное развитие не только американской культуры, а и вообще, всей общечеловеческой.
Мне очень нравится то, что я делаю. Это творческий процесс, и он меня захватывает. Спасибо Богу, что он мне дал этот дар видеть и понимать, что необходимо делать. Я чувствую сцену и жизнь на сцене. Мне очень помогают мои коллеги, дети и их родители, руководство школы и муниципалитет. Я им все очень благодарна. Моя задача привить моим ученикам любовь к прекрасному – к музыке, театру, слову, действию.
- Какой главный итоговый вывод ты сделала бы из всего, о чем рассказала?
- Я бы добавила: любите музыку! Прививайте эту любовь детям! Эта любовь поможет им найти себя в этой жизни.
Преемственность поколений музыкантов
Ирина Наховецкая в 1969 году закончила музыкальную школу в Павлограде Днепропетровской области по классу скрипки и в 1969-73 годах обучалась в музыкальном училище имени М.И.Глинки города Днепропетровска.
В училище она занималась у прекрасного преподавателя, умного и тонкого человека, которому многим обязана, у известного украинского преподавателя скрипки А.М.Михайлова, который, в свою очередь, учился у видного скрипача и педагога Матвея Либермана, а тот – у самого Давида Ойстраха! Не больше и не меньше!
Немного истории. Матвей Либерман играл на скрипке с семи лет под руководством отца, но профессионально обучаться музыке он начал в возрасте девяти лет после переезда в Днепропетровск.
Под руководством известного педагога Ф. Г.Ямпольского он окончил музыкальную школу и поступил в днепропетровское музыкальное училище, где продолжал заниматься у Филиппа Генриховича. С началом Великой Отечественной войны семья Либерман была эвакуирована в Свердловскую область. Здесь Матвей Борисович поступил на первый курс свердловской консерватории в класс к легендарному профессору П.С.Столярскому, который из-за войны был вынужден покинуть Одессу, а после смерти Столярского в 1944 году поступил в московскую консерваторию, в класс к Давиду Ойстраху.
В 1990 году профессор Либерман репатриировался в Израиль, где до сегодняшнего дня преподает в Иерусалимской Академии музыки. В Израиле он продолжает воспитывать высокопрофессиональных скрипачей, в числе которых первая и вторая скрипки Иерусалимского квартета Александр Павловский и Сергей Бресслер.
Затихают последние аккорды…
Не успели стихнуть последние аккорды мюзикла "Алей Кинор" по мотивам Шолом-Алейхема, а Ирина Ляховецкая уже думает о следующей постановке. И на мой вопрос, какой она будет, эта постановка, что новенького мы увидим в ближайшее время, какие наброски есть у нее в ее режиссерских тетрадях, она отвечает: «Пока это большой секрет! А вот в сентябре наш зритель все узнает!»
Что ж, на то и есть в театре волнующий воображение театральный занавес, хранящий до поры секреты. Пусть творческие планы Ирины, и наши общие с детьми планы, будут огромным таким секретом, для не такой уж и маленькой «компании», куда входят все учащиеся нашей школы и все наши зрители.
Наступит сентябрь, начнется учеба. Общеобразовательная учеба в школе и музыкальная учеба в наших студиях. Учеба чему? Как стать настоящим человеком. И общая педагогика, и серьезная музыка призвана научить этому!
Comments