Рассказывает Вячеслав Ганелин-израильский композитор.
«Начну с редкого случая и расскажу о, можно сказать, героическом поступке альтиста, а затем и дирижера камерного оркестра, Донатаса Каткуса. Когда при советской власти разрушали древнюю синагогу, этот человек воевал с властями, подобно Дон Кихоту. Совсем еще молодой парень, он просто «кричал» властям, что они совершают преступление, разрушая историческое здание. В то время это был вызов.
2008 год. Я преподавал в Иерусалимской Академии Музыки и Танца и был в «шабатоне» (это израильское слово означает годичный отпуск для всех учителей в Израиле – с целью повышения квалификации, а заодно и отдыха от тяжелой преподавательской деятельности).
Часть этого творческого отпуска я проводил в Вильнюсе. Читал лекции, участвовал в музыкальных мероприятиях и т.д. Квартиру снимал неподалеку от того места, где репетировал струнный оркестр Каткуса. Мы часто встречались с Донатасом, сидели в кафе, разговаривали на разные темы… Однажды он мне говорит: «Слава, а знаешь ли ты, что в Вильнюсе до войны была 101 синагога и все они были уничтожены? Я хочу, чтобы ты об этом написал. Это трагедия уничтожения не только людей, но и всего культурного наследия еврейского народа, который веками жил в Литве. Историю евреев в Литве можно проследить, начиная с VIII века. В ХIV веке Великий князь Литовский Витаутас наделил их всеми правами и свободами наравне с другими живущими в Литве народами. А сегодня здесь сохранилась одна-единственная синагога».
… И так было при каждой встрече: «Слава, ты должен об этом написать». Я долго отказывался, так как все это попахивало политикой.
Знаешь, Борис, есть такая китайская пытка - когда все время капают на голову… В конце концов, это срабатывает.
"Крик тишины" («Рессисим. Осколки») 2009 год, Вильнюс
Вернувшись домой, я получил от Донатаса телефонный звонок: «Слава, уже назначена дата концерта». Выхода у меня не было, и я активно взялся за работу.
Меня и самого долгие годы преследовал вопрос - не «какими неcчастными были евреи», а - «за что, почему?» Нашел по этой теме сначала одни стихи, затем другие… Вот тогда мне пришла мысль, чтобы все в зале встали в минутном молчании.
Разные люди пришли на концерт - и те, кто понимают жуть происходившего в Литве в военные годы, и вообще не думающие об этом вопросе. Я придумал очень простой ход, как достучаться до всех слушателей: посредством соединения музыки и поэзии. И все слушатели в конце произведения встали – последним «звуком» произведения стала "минута молчания".
От автора
Стихи к кантате «Крик тишины» («Рессисим. Осколки») написаны несколькими авторами, среди них – известный израильский писатель Давид Маркиш, немецкая поэтесса Нелли Закс, расстрелянный в 1937 году еврейский писатель, поэт и переводчик Моше Кульбах, расстрелянный в 1952 году писатель Перес Маркиш, сочинявший на языке идиш, и другие.
Есть и стихи Славы Ганелина – один из них я хочу здесь привести:
Стыд и Позор - два слова, в ряд стоящих-
Загнали совесть в тесный коридор...
Позор и Стыд - два слова, говорящих,
Что жар стыда не ведает позор.
Позор не знает благородства,
Стыд - нашей совести рассвет.
С Позором надобно бороться!
Кипящий Стыд прольёт надежды свет.
Б. Турчинский
Comments