top of page

Вспоминаю те времена с большой теплотой

Обновлено: 20 нояб. 2021 г.



Мой старый товарищ по оркестру Одесского высшего военного командно-инженерного училища ПВО, прекрасный человек и музыкант Борис Котов.


40 лет отделяет нас от того времени, когда Борис влился в наш коллектив. И произошло это как-то совсем незаметно. Вот он появился на пороге оркестровой студии, сел за партию первой трубы и... стал частью оркестровой группы - как будто играл в ней много лет. Конечно, всему этому предшествовал его профессиональный оркестровый опыт. Об этом и о многом другом мы с ним сегодня поговорим.

- Борис, в начале нашего разговора хочу попросить тебя, минуя многие годы и события твоей биографии, поделиться воспоминаниями об одесском периоде твоей жизни. Как ты сам понимаешь, мне он наиболее близок и дорог. 


Оркестр военного училища.

- Одесса осталась в моей памяти на всю жизнь!



Одесса-1978

Оркестр на конкурсе.

Оркестр Одесского высшего военного командно-инженерного училища ПВО был прекрасным высокопрофессиональным коллективом с замечательным дирижёром и великолепными музыкантами. Оркестр был лучшим в округе, на него равнялись все коллективы Одессы и Одесского округа.


Дирижёр Александр Салик пользовался большим авторитетом в музыкальных кругах Одессы, был дирижёром с большой буквы и прекрасным, удивительно добрым человеком - с ним все мы были защищены от всяческих неожиданностей. Играть с такими музыкантами, каких собрал в своем коллективе Александр Яковлевич, - а это были музыканты, в основном, с высшим и средним музыкальным образованием - было одно удовольствие.


Справка


КОТОВ Борис Юрьевич (род. 26.Х.1952 в г. Запорожье) — трубач, дирижер эстрадного оркестра. Окончил Запорожское музыкальное училище (1972) и Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (1977) по классу трубы (кл. профессора С.Н. Ерёмина). С 1968 по 1971 - музыкант эстрадного оркестра при ДК им. Кирова п/у Петра Куделина. В 1977 и с 1983 -артист симфонического оркестра Запорожской филармонии. С 1979 по 1985 -преподаватель Запорожского музыкального училища по классу трубы и руководитель диксиленда. В 1992-1996 - руководитель оркестра Запорожской филармонии "Джаз классик Бэнд", который принимал участие в фестивалях "Горизонты джа¬за" (Кривой Рог, 1994, 1996) и в г. Калиш (Польша).


Интервью


- Как появилась труба в твоей жизни?


- Трубу я впервые взял в руки в 5-м классе, в коллективе, ко-торым руководил Сергей Николаевич Сапожников, отец Богдана Сапожникова, с которым мы с тобой служили в одесском оркестре.

Мои учителя - это, прежде всего, мой отец. С него и начнем. Юрий Семёнович работал на алюминиевом заводе и играл в духовом оркестре на баритоне. Почему он не стал про-фессиональным музыкантом, не знаю, но он очень хотел, чтобы я им стал. У него была непростая судьба - может, вследствие этого он и умер совсем молодым, в 42 года. Мама отца, Лена, умерла от рака вскоре после родов. Мой дед, Семен Дмитриевич Котов, работал в наркомате путей сообщения, погиб при непонятных обстоятельствах. Воспитывала отца бабушка, Анастасия Ивановна, он называл ее мамой. Бабушка жила с нами до самой смерти.

В музыкальной школе я занимался в классе опытного и мудрого учителя Бориса Антоновича Крючкова. Многие его воспитанники в дальнейшем стали профессиональными музыкантами. Это мои друзья: Михаил Белгородский, Геннадий Васильев, к сожалению рано ушедший из жизни, Сергей Крючков, сын нашего преподавателя.

В детстве и юности отец дружил с Константином Серостано-вым, впоследствии преподавателем класса трубы в Центральной музыкальной школе Москвы. Отец очень хотел, чтобы я продолжил свое музыкальное образование в столице, под присмотром его старого друга, да и учеба в Москве открывала для меня совсем другие перспективы, в отличие от периферии.

Но внезапная смерть отца перевернула все планы, и я ока-зался в Запорожском музыкальном училище, которое окончил с красным дипломом, что очень помогло мне при поступлении в Московскую консерваторию. Преподавателем в училище у меня был прекрасный музыкант Эдуард Эдуардович Гасс, выпускник Одесской консерватории.


Отец был человеком добрым, но и очень принципиальным.

Любил правду, отвергал лицемерие и от меня требовал того же. Кстати, играя на баритоне, обладал тенором, который можно было спутать с голосом Евгения Беляева из военного ансамбля им. Александрова, любимца всей страны.

Моя мама, Фаина Григорьевна, была учителем русского языка и литературы. Также обладала прекрасным голосом, в середине 40-х годов пела в джазе «Днепростроя» («Днепрострой» - это организация при ДнепроГЭСе).

Руководил оркестром Н.А. Токарев - замечательный музыкант и знаток джаза. Может, именно от матери и потянулась ко мне «джазовая ниточка», и я полюбил это искусство.


Семейное резюме:


Моя сестра Лена окончила наше Запорожское музыкальное училище, дирижерско-хоровое отделение. Очень талантливый и усердный в учебе человек. Поступала в Киевскую консерваторию, и мы были уверены, что поступит. Но...Кстати, на вступительных экзаменах Лена получила на балл больше дочери Героя Соц. труда - но это никак не отразилось на конечном результате. Вот так.

Дочь Лариса окончила наше училище по классу фортепиано и Мелитопольский музыкально-педагогический институт.

Мелитопольский музыкально-педагогический институт.

Мой отец, мать, сестра, дочь - все музыканты!


Профессор С. Н. Еремин

- Борис, ты выпускник столичной консерватории, ученик известного профессора по классу трубы Сергея Николаевича Ерёмина. Каким он был, твой учитель?


Мне очень повезло, что я попал в класс такого известного учителя. Сергея Николаевича Еремина называли патриархом советских трубачей. Его ученики были для него, как родные дети, он интересовался всеми нашими житейскими проблемами.

Когда он узнал, что у меня нет стипендии из-за тройки по истории на вступительном экзамене, сразу пошел в деканат - и с октября стипендия уже у меня была.

Благодаря протекции С.Н. Еремина, я неоднократно играл в Большом Симфоническом оркестре Союза ССР (БСО), что было для меня большой честью. Кроме того, это было ещё и хорошее материальное подспорье.

В Москве мне посчастливилось играть с такими выдающимися дирижёрами как В.И. Федосеев, Ф.Ш. Мансуров, А.М. Жюрайтис, Н.Г. Рахлин, А.А. Копылов...

Учась в консерватории, я играл в оперной студии. Выступал со многими известными музыкантами. Один такой концерт запомнился надолго. Год 1974. С нами играл Святослав Рихтер - выступление было посвящено памяти его близкого друга, Арона Соломоновича Шерешевского, который в свое время был профессором кафедры симфонического дирижирования и оперной

подготовки Московской консерватории. Это был проект большого масштаба и не только для меня. Мы ловили каждое слово великого маэстро, через нас проходила каждая его музыкальная фраза. Играли концерт Р. Шумана.


Возвращаясь к рассказу о моем учителе в консерватории


- Сергею Николаевичу Ерёмину я обязан многим, прежде всего - своим музыкальным совершенствованием, правильными жизненными приоритетами. Его советами я пользуюсь и по сей день.

Сергей Николаевич был очень коммуникабельным челове-ком. Мог дружить с людьми долгие годы и ценил дружеские отношения. Долгие годы его друзьями были такие известные музыканты, как М. И. Табаков, М.П. Адамов, И. А. Василевский, И.И. Костлан, Н.Ф. Николаевский, П.С. Бессмертнов, А.В. Володин, Т.А. Докшицер и многие другие.


Тимофей Докшицер

Расскажу один эпизод.


Встреча с Тимофеем Александровичем Докшицером

1972 год, я - студент первого курса консерватории. В Московском Дворце съездов готовился грандиозный концерт по случаю 50-летия Советской власти. Кто-то из композиторов написал праздничное произведение для 50 труб, 4 роялей и 10 арф. Тимофей Александрович Докшицер должен был играть соло, он же был и куратором этого проекта. И вот мы собрались на первую репетицию. В произведении четыре голоса. Студенты консерватории - 1 голос, гнесинки - 2-й, мерзляковского училища 3 голос и 4 - студенты гнесинского училища. Кто распорядился так, а не иначе, нам не было известно. Наверное, спустили сверху. Тимофей Александрович подошёл к каждому студенту и поздоровался, попутно спросив о чем-то. Я был в полуобморочном состоянии: вижу самого Докшицера!

Тимофей Александрович медленно приближался. Ученик Еремина», - сказал я. «Знатный у вас педагог, вам повезло. Удачи!» «Тимофей Александрович, а можно еще что-то сказать? Моя мама из Нежина, откуда и вы родом», - выпалил я. «Как замечательно, - улыбнулся маэстро, - мы с вами земляки, а это ко многому обязывает».

Кстати, произведение, которое мы готовили, на финише подготовки к концерту из программы вычеркнули. Но это уже другая история.


Б.Т.


Композитор А. Ф. Гедике-автор замечательных произведений для трубы.

Хочу тебя, Боря, немного удивить и рассказать о твоём учителе то, что ты наверняка не знаешь.

Рассказываю со слов нашего общего знакомого по Одессе, моего друга, трубача и дирижера Сергея Остапенко.

В один из дней моего пребывания в Москве мы с ним зашли в музыкальный магазин напротив консерватории, а после этого Сергей мне предложил: «Давай посетим интересное место, которое называется «рюмочная». Можешь не пить, но, исторически, тут происходило много забавных историй. Раз она возле консерватории, то ты можешь предположить, какие люди являлись её посетителями на протяжении многих лет.

Сергей Николаевич Ерёмин дружил с известным композитором Александром Федоровичем Гедике, и иногда они сюда захаживали после работы. История сохранила один интересный случай.

«Александр, напиши что-то для трубы, - попросил Ерёмин, - для всех инструментов пишешь, а мы как бедные родственники».

После второй или третьей рюмки Ерёмин снова вернулся к своей просьбе: «Что, слабо?»

«Нет, не «слабо»! - ответил Гедике, - вот тебе, Сережа, сал-фетка - напиши главную тему».

Так родился знаменитый превосходный концерт для трубы, который на протяжении многих лет присутствует в репертуаре каждого трубача.

Естественно, право первого исполнения было за твоим учителем. А он-то с этим справился блестяще!

Кстати, мы с Остапенко сидели за тем же столиком (нам его указал хозяин заведения).

Только вот пили мы апельсиновый сок.


Борис Котов: Запорожский симфонический оркестр.


Замечательный коллектив. Мы много выступали. За время работы в этом оркестре мне посчастливилось побывать во многих странах - Польше, Венгрии, Югославии, Германии, Франции, Австрии...

Много лет я проработал под руководством талантливого дирижёра Вячеславом Редей. При нем и ушел на пенсию. Мы с ним были не только коллегами, но и дружили. Вячеслав был прекрасным музыкантом и увлекающимся человеком, с ним мне всегда было интересно и комфортно.


Ансамбль песни и пляски Ракетных войск стратегического назначения.


Благодаря московским друзьям, в середине 90-х годов с военным ансамблем песни и пляски Ракетных войск стратегического назначения (худ. руководитель и главный дирижёр Олег Неклюдов) я побывал в Южной Корее, Китае, Мексике. Я был приглашённым музыкантом, но за время репетиций и гастролей за границей успел со многими подружиться. Музыканты там были как на подбор - все профессионалы высокого класса. Конечно, со многими я поддерживаю отношения на протяжении многих лет. Это Саша Зеленчук - аранжировщик от Бога, живет в Никополе. Саша мне как родной брат, он занимался вместе со мной в консерватории - только у другого великого трубача, профессора Юрия Усова. Это тромбонисты Юрий Данилин и Саша Дремчук.

С ансамблем с большим желанием выступали многие отечественные певцы. Помню, к нам в Китай на несколько выступлений прилетал Ринат Ибрагимов. Концерты, в которых он принимал участие, проходили на ура. А вообще, не помню ни одного выступления ансамбля, чтобы публика восторженно не аплодировала и не вызывала на бис.

Кстати, там же, в Китае, я познакомился с твоим хорошим знакомым, выпускником Житомирского музыкального училища, бывшим начальником ансамбля «Красная Звезда», нар. арт. России Анатолием Бажалкиным. Этот интересный и уважаемый человек в свое время много сделал для поднятия профессионального уровня ансамбля, чем оставил о себе хорошую память.


Твоя преподавательская деятельность. Ты гордишься своими учениками?


Практически, все мои выпускники окончили музыкальные вузы России и Украины.

Особое место среди них занимает Анатолий Черкун - солист оркестра Питерской филармонии, выпускник Ленинградской консерватории (класс великого исполнителя и педагога В.С. Марголина).

Антон Доновский учится на 5-м курсе Академии музыки в Киеве. Он лауреат Всеукраинского конкурса исполнителей в Полтаве.

Сергей Щеблыкин - лауреат Международного конкурса.

Саша Чефранов - выпускник Донецкого института искусств. Он уже давно живёт в Израиле.

***

- С приятным удивлением узнал из нашего телефонного разговора, что ты на протяжении многих лет возглавлял джаз-оркестр, созданный тобой на базе симфонического оркестра, - «Джаз классик Бэнд». Не упустил случая его послушать в «Ютубе»... Замечательный коллектив. Расскажи нам о нем.


Этот коллектив существовал с 1992-го по 1996 год.


«Джаз классик Бэнд»

Выступал на престижном джазовом фестивале в польском городе Калиш.

Был участником фестивалей в Кривом Роге.

Об уровне Криворожских фестивалей, думаю, говорит то, что их вел Владимир Борисович Фейертаг из Питера, авторитетный музыковед в области джаза, автор первой вышедшей в Союзе книги о джазе.

В середине 90-х, на отчётном концерте лучших творческих коллективов Запорожской области, в столице Украины, Киеве, проходившем во Дворце Культуры "Украина», принимал участие и «Джаз классик Бэнд».

+++

После этого меня и вокалистку оркестра Ларису Самсонову, известный украинский музыковед в области джаза В. С. Симоненко внёс в почетную книгу "Украинская энциклопедия джаза".


... Идея создать такой коллектив у меня зрела постепенно, и как-то в приватной беседе с дирижером симфонического оркестра я её озвучил. На это последовала положительная реакция. Вот так и завертелось. Дирекция филармонии также поддержала, и ребята из оркестра не остались в стороне. Играли разную музыку, но в основном - традиционный джаз. Композиции Каунт Бейси, Луи Армстронга, Эллы Фитцжеральд, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена и других.

Для меня джаз - это живая музыка. Она не напрягает слушателя, а, наоборот, расслабляет. Если ваше сердце вздрагивает и замирает от волшебных звуков саксофона и трубы, то это та музыка, которая вам нужна. Для меня джаз - всегда отдушина, без которой мне трудно жить.

Ребята, ещё раз большое сердечное спасибо, что были со мной и разделяли и невзгоды, и успехи. Большого вам человеческого счастья!


Слово Анатолию Жульеву - тромбонисту, преподавателю, дирижеру, аранжировщику, композитору:


Борис Котов - прекрасный музыкант. Как трубач - можно сказать, визитная карточка Запорожья. Не раз мы с женой Людмилой восхищались его игрой в симфоническом оркестре филармонии.

Борис — замечательный преподаватель! Он умеет увлечь своих учеников и добивается поразительных результатов. Многие его выпускники сегодня солисты престижных коллективов. Ну и не могу не вспомнить джаз-оркестр филармонии под его руководством. Прекрасный был коллектив. Жаль, что не сохранился.

***

В продолжение темы

Вспоминает друг и сокурсник Павел Герасимчук


Воспоминания о моем близком друге переносят меня в счастливые времена моей молодости.

С Борей мы не только дружили, но и жили в общежитии в одной комнате. Думаю, это о многом говорит. У нас был «общий котел», мы много времени проводили вместе.

А если серьезно, Борис очень честный и надежный человек, и с ним можно идти в разведку. Прекрасный и грамотный музыкант. Мы учились друг у друга. Боря и я занимались у разных педагогов, но оба эти педагога - С. Ерёмин и Г. Орвид - были светилами духовой музыки Союза.

Я был у Бориса свидетелем на свадьбе. Великолепное было время. Радуюсь его успехам в творческой жизни. Желаю Борису здоровья и всего самого наилучшего!

***

Вот и подошёл к концу наш диалог с моим другом и коллегой Борисом Котовым.

С ним я не прощаюсь и надеюсь на дальнейшее продолжение дружбы. А вам, читатель, представляю ссылку на YouTube:

Ссылка:

https://www.youtube.com/watch?v=QrKASuUu8Ek)

Давайте послушаем хорошую музыку. Вы получите от этого большое удовольствие. Обещаю!


Б. Турчинский

ноябрь 2019





Светлая память!

130 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

УВИДЕНО БУДЕТ О МНОГОМ

МОИМ ДРУЗЬЯМ Шагну за черту в мне положенный срок, Предстану на Суд перед Богом. И жизни земной подведётся итог. Увидено будет о многом:...

БЫЛЬ И НЕМНОЖЕЧКО НЕБЫЛЬ

Платье моё голубое, как небо. Белая сумка под цвет облаков. Я - это быль и немножечко небыль. Я - это дом для души без замков. Чуть...

Comentários


bottom of page