top of page

«БОРОДА"... НУ, КТО ЕГО НЕ ЗНАЕТ!

Обновлено: 14 янв. 2023 г.

Борис Турчинский





На вопрос: сколько лет носишь бороду? – он ответил: «Точно не помню, но приблизительно более 50 лет».




«БОРОДА». НУ, КТО ЕГО НЕ ЗНАЕТ!



Его помнят


Вам, читатель, возможно, знакома когда-то популярная песня о московском стиляге, которого знали все. Для меня эта песня ассоциируется с человеком, которого помнят в сегодняшнем городе Днепр.

Город изменил своё название, а мой герой давно не живёт в Украине, но… «Кто его не знает?» в бывшем Днепропетровске!..

Валерий Мякотенко. Он же «Борода» – личность в Днепре, можно сказать, легендарная.


У нас много общих друзей


Гость ТВ программы ДОГТРК. История с БородоЙ. В студии Михаил Некрич

Валерий Михайлович Мякотенко много рассказывал мне о Днепропетровске, о музыкантах этого города – и оказалось, что у нас немало общих хороших знакомых. Среди них - известнейший литовско-израильский композитор Станислав Ганелин - разносторонний музыкант, автор музыки ко многим кинофильмам и театральным постановкам, руководитель знаменитого вильнюсского «Трио Ганелина»; композитор, дирижёр оркестра Днепропетровского музыкального театра А. Мирзоян (кстати, прекрасный джазмен!) - я играл в его оркестре и успел подружиться с ним; мы оба знакомы (или были знакомы) с писателем А. Аркановым, музыкантами А. Агашкиным, Яном Табачником, Талем Бабицким – популярным израильским пианистом, автором и аражировщиком в разных жанрах , создателем стиля «космический фьюжн»…

Впервые я услышал о Валерее Мякотенко от своего старшего товарища и бывшего наставника – Михаила Некрича, засл. деятеля искусств Украины. Михаил Григорьевич тоже был заметной личностью в культурной жизни Днепропетровска, а с Мякотенко работали вместе в областной филармонии. А сегодня эта дружба продолжаются с сыном Гошой., которой унаследовал руководство ансамблем "Мастерок"

Сейчас Валерий Мякотенко живет в израильском городе Петах-Тиква, где я преподаю в консерватории. Мир, оказывается, тесен…

Однако попробуем "съесть" этого слона по кусочкам…


Техучилище и культпросвет, комсомол, футбол и «почтовый ящик»…


Уже в 15 лет Валерий, желая помочь семье, устроился учеником электрика в ремонтно-строительное управление. Учёбу продолжал в вечерней школе рабочей молодёжи. Получив паспорт, поступил в Базовое Техническое училище № 3, П/Я 186. Окончив его, получил специальность фрезеровщика по металлу высокого 5 разряда.

Работа на заводе пришлась по душе! Валерий рассказывает, что до сих пор ему нравится запах металлической стружки и машинного масла. Трудился старательно. Ему часто поручали фрезеровать фитинги. Будучи инициативным молодым специалистом, он установил на станину станка не одни тиски, а двое. Вместо одного фитинга фрезеровалось сразу четыре. В результате во много раз выросла производительность труда. Но каково же было удивление молодого рационализатора, когда начальник участка вместо того, чтобы похвалить, устроил ему взбучку. Оказывается, нормальная инициатива могла стать наказуемой, нормировщик обязательно бы срезал норму выработки, и станочники потеряли бы в зарплате. Пришлось опять возвращаться к устоявшейся технологии. Это не радовало: делаешь больше – получаешь меньше…

После работы и по выходным дням заводчане участвовали в спартакиаде предприятия. В цехах, где работал Валерий, были команды по популярным видам спорта. Он и сам входил в составы команд по футболу, бадминтону, настольному теннису, баскетболу. Вскоре этого активного комсомольца ввели в состав культурно-массовой комиссии комитета комсомола завода. Это и определило во многом его дальнейший жизненный путь.

Футбольные матчи любимой команды «Днепр», городские праздники, сессии горсовета, интересные передачи на областном телевидении – в таких местах непременно можно было встретить Валерия Мякотенко - как правило с видеокамерой или с фотоаппаратом.

В своё время он учился и в техническом, и в культпросветучилище, и на историческом факультете Днепропетровского университета, однако учёба всегда шла параллельно с работой – увлекательной, творческой. Заканчивая культпросветучилище, он уже был одним из организаторов и директором хорошо известного в СССР вокально-инструментального ансамбля «Водограй». Уехав с коллективом на гастроли, Валерий не сдал экзамен по гриму. Это стоило ему полноценного диплома, но зато судьба подарила Мякотенко множество встреч с необыкновенными и просто интересными людьми.


Ансамбль «Водограй»


Особым этапом в жизни нашего героя стало появление в филармонии ансамбля «Водограй». Создавая ансамбль с руководителем В. Марховским, Валерий исполнял множество обязанностей. Нужно было многое начинать с ноля – придумать яркую броскую афишу, достать для пошива сценических костюмов хороший материал. Заказ выполнил Днепропетровский Дом Моделей. Придумать какими должны быть ящики для транспортировки аппаратуры, изготовить световые эффекты. Даже названия ансамбля не существовало, его нужно было еще придумать. Тут помог случай.

О дальнейших успехах этого замечательного ансамбля много рассказывала «вечёрка», и в этих успехах, несомненно, есть солидная доля труда директора коллектива, Валерия Мякотенко. Именно в «Водограе» проявилась его способность успешно решать организационные вопросы, входить в двери, которые для простых смертных закрыты, то есть быть пробивным и успешным во имя общего дела.


+++


Довольно быстро "Водограй" добился признания – эстрадный композитор номер один в СССР Давид Тухманов доверил «Водограю» запись музыки к кинофильму «Дорогой мальчик», а в 1976 году был выпущен дебютный диск-гигант, где звучали украинские народные песни в обработке ансамбля. С большим успехом на фестивале Донецк-100, было исполнена впервые композиция А. Шаповала "Кобзарева Дума".

После этого Министерство культуры Украины дала разрешение ВИА "Водограй" выступать с отделением джазовой музыки.

Так начинались дискоклубы в СССР

Однажды Мякотенко загорелся идеей создать в Днепропетровске стационарный дискоклуб.

Он обратился в горком комсомола и городские власти выделили для этой цели здание павильона "Днепровский Зори", и работа закипела. Дело было новое, требовалось продумать аутистическою решение, как оформить танцевальный зал, потолок которого напоминал больничную палату. Помог случай. Друзья-соратники Валерия нашли в журнале снимок павильона Советского Союза на всемирной выставке (Осака) в Японии. Для этого Мякотенко помчался в Москву, проник на предприятие-изготовитель, но выбранный материал оказался стратегическим сырьём. Тем не менее, он уговорил директора, а потом и рабочих, и те сделали для комсомольцев Днепропетровска всё, что нужно.

Сейчас решать подобные вопросы едут с деньгами, дабы отблагодарить кого следует. А наш Борода добивался результата исключительно благодаря умению убеждать и договариваться.

Открытый в 1969 году дискоклуб «Мелодия», к которому непосредственно причастен Валерий Мякотенко, пользовался громадной популярностью у молодёжи города. А программа клуба о Луи Армстронге была признана лучшей в Советском Союзе, за что дружный коллектив дискоклуба был награждён Дипломом второй степени ВДНХ СССР, а его руководителя Валерия Мякотенко наградили серебряной медалью с надписью на обороте: «За успехи в развитии народного хозяйства СССР». Если песня, как известно, нам строить и жить помогает, то она, песня, тоже часть народного хозяйства! Успех пришёл после демонстрации экспозиции дискоклуба «Мелодия» в павильоне «Советская культура» на ВДНХ СССР, что было очень почетно.


Рассказывает В. Мякотенко: «Нашим девизом было: «Развлекая – просвещай!»

«… Что мы и старались делать. Без ложной скромности скажу, что дискоклуб «Мелодия» совершил революцию в своем деле: мы установили у себя шесть диапроекторов, в которых постоянно менялись слайды, - такого, насколько мне известно, не было тогда ни у кого. Те дискотеки очень и очень отличались от современных: об алкоголе и наркотиках и речи быть не могло! Во многом для того, чтобы отвлечь подростков и молодёжь от пагубных пристрастий, я и создал и дискоклуб свой, и первую дискотеку для младших школьников, и позже – видеокафе «В гостях у Бороды» (которое сразу стало одним из самых популярных в городе), а еще позже, накануне международного чемпионата «Евро-2012», – городскую общественную организацию «Футбольный фристайл-2012», при которой открылась специальная школа, где ребята обучались искусному жонглированию мячом.

… Наш дискоклуб «Мелодия» появился в главном городском парке Днепропетровска. Для меня это и личная история тоже: мама и папа назвали меня в честь Валерия Чкалова, а наш парк ещё недавно носил имя этого героического лётчика. Для меня это излюбленное место!

Знаменательным событием было проведение на базе нашего дискоклуба Всесоюзного конкурса подобных культурных мест отдыха молодежи. В жюри были приглашены известные в городе люди: В. Сухорадо, Г. Альференко и др.

Кстати, экспозиция этого музыкального клуба была представлена в павильоне «Советская культура» на ВДНХ СССР, а это в те времена было очень почётно».


***

Будучи одним из участников таких социальных программ, как «Мисс Украина на коляске» и «Рыцарь на коляске», Валерий Мякотенко помогал людям с ограниченными возможностями поверить в себя, сам же постоянно старался реализоваться в самых разных направлениях. В 1985 году он открыл в Днепропетровске первую группу аэробики, а позже возглавил женский футбольный клуб. И всё же...


Главной любовью была сцена!


1970-е годы для общества СССР – в целом, время глубокого, полусонного, инфантильного застоя. Но в конце концов, если не все, то многое - в наших руках. Как замечательно сказал Жванецкий, в то время «мы жили плохо, но… хорошо!» И трудовая жизнь Мякотенко была наполнена калейдоскопом событий.

Выполняя комсомольские поручения, нашему герою довелось организовывать коллективы художественной самодеятельности. Ансамбль «Эхо» Дворца культуры машиностроителей стал лауреатом различных конкурсов, и его даже стали переманивать на другие предприятия.

По неопытности, музыканты и их вдохновитель Валерий Мякотенко легко уволились с завода - казалось, что всё так просто и легко, вся жизнь впереди, и пока можно писать её черновик! Однако обещания так и остались обещаниями, и в итоге ребятам пришлось взяться за ум, относиться к жизни серьёзнее и искать себе новую работу.

Неожиданно Валерия пригласили в областную филармонию, которая располагалась во Дворце Ильича (здание Дворца, созданное архитектором А.Л. Красносельским, входило в число лучших сооружений конструктивизма СССР) на должность машиниста сцены. В те годы это была главная концертная площадка города с очень оригинальным сценическим оборудованием. Гастролёрам было интересно пообщаться с машинистом сцены, который помимо ловкого управления уникальной техникой, обладал ещё и прекрасным музыкально-театральным вкусом.

Своими учителями Валерий считает директора филармонии Александра Ивановича Агафонова и его заместителя Марка Осиповича Звеницкого. Кстати, в кабинете директора висело Красное знамя ВЦСПС, вручаемое лучшей филармонии Советского Союза. Днепропетровская филармония в какой-то период была лучшей!

«Здорово было!»


В середине 70-х на сцене Днепропетровской областной филармонии проходили гастроли клуба «12 стульев» «Литературной газеты».


В. Мякотенко продолжает свои воспоминания:


«В свободное от выступлений время вся сатирическая бригада просила меня показать, где в Днепропетровске находится толчок, - вспоминает Валерий Михайлович, - А была наша городская толкучка в ту пору на окраине города, и мы туда поехали. Григорий Горин приобрёл кое-что из так называемой лубочной живописи, которой он тогда интересовался. Марк Розовский разыскал на базаре раритетную пластинку с записями дуэта «Бим-Бом». А Аркадий Арканов купил гигантские калоши, сделанные из старой автомобильной покрышки. Эти калоши по моему совету писатели поставили прямо по углам сцены – на свободный стул, чтобы зрители складывали в них записки. А с Геннадием Хазановым мы после концертов играли в теннис – причём держа ракетки... в зубах. Здорово было!»

В 1979 году в Днепропетровске впервые в Союзе появилось объединение музыкальных ансамблей и дискотек, и Валерия пригласили в эту новую для города организацию. По прошествии лет можно отметить, что кипучая энергия неуёмного человека по прозвищу Борода неизменно была направлена на то, чтобы культурная жизнь в городе была интересней, на создание, как сейчас говорят, хорошего имиджа Днепропетровска. Именно этому была отдана основная часть жизни. Именно за это Валерию Михайловичу Мякотенко впоследствии было присвоено почётное звание Заслуженного работника культуры Украины.



На главной концертной площадке города


Однажды на гастроли в Днепропетровск приехал прославленный Московский художественный академический театр со всеми своими великими актёрами. Валерий рассказывает об одном запомнившемся случае. Когда сцену готовили к спектаклю, в дверях появилась Алла Константиновна Тарасова. Заметив выдающуюся актрису, работники сцены МХАТа как по команде приостановили работу и окружили её.

Зная всех по имени и отчеству, Тарасова подходила к каждому, расспрашивала о семейных проблемах, о здоровье детей и внуков - и готова была всем помочь. Это, по свидетельству Валерия, является контрастом тому, как относятся к обслуживающему персоналу многие нынешние «звёзды».

… Самые добрые воспоминания у Валерия остались о знаменитом советском танцовщике Махмуде Эсамбаеве. Ровно в 18.00, за полтора часа до концерта, музыканты оркестра Эсамбаева уже находились на сцене. Махмуд Алисултанович вбегал на сцену, брал в руки микрофон и, спросив у уборщиц, как их зовут, объявлял, что именно для них он будет с большим удовольствием исполнять песни из репертуара Фрэнка Синатры: перед концертом он просил тщательно очистить сцену от гвоздей - ведь танцевал великий танцовщик босиком - и всегда оплачивал эту работу.



Джаз Днепропетровска

Первый джаз-клуб в Днепропетровске появился в 1961 году – в кафе «Чипполино». Здесь начинали свой творческий путь многие впоследствии известные музыканты.

Последующие годы ознаменовались рождением одного за другим джазовых коллетивов. Биг-бэнд «Автострада», джаз-клуб при молодежном кафе «Мрія» («мечта») Южмаша, «ЗКЛ-69» - биг-бэнд, в 1970 году признанный лучшим биг-бэндом Украины.


Но нельзя сбрасывать со счетов и тот исторический фон, на котором всё это происходило. В советское время начальство не очень жаловало джаз, его принято было считать буржуазным проявлением. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь» - известный слоган того времени.

И вот – статья в газете. Называлась она «Не фальшивая ли вывеска?»

Статья была явно заказная: журналистка из Москвы приехала с заданием разрушить днепропетровский джаз-оркестр «ЗЛК-69» - по сути, профессиональный коллектив.

Но к профессиональному уровню оркестра претензий не было – его даже похвалили!


Как и лучшие спортсмены в то время, музыканты оркестра получали тарифные ставки. Директор завода, взрастившего оркестр, - самого большого и самого успешного предприятия города - любил джаз, всячески поддерживал оркестр, тратил на него большие деньги: дорогие костюмы, хорошо организованные гастроли… У кого из музыкантов была маленькая тарифная ставка - платили двойную.

И вот «ЗКЛ-69» «прихлопнут»…

Наш герой был администратором оркестра, и весьма успешным.

С журналисткой, сделавшей всё, чтобы лучший биг-бэнд прекратил своё существование, Мякотенко знаком не был. Он боролся за судьбу коллектива как мог, ходил к ответственной за культуру обкома парти А. Гаевской… Но увы, и она не смогла ничем помочь…

Однако время прошло и расставило все по своим местам. При активном участии Бороды в Днепропетровске прошёл международный фестиваль «Джаз молодых-2000»...

А уничтоженный оркестр за период своей деятельности стал «альма-матер» для целой плеяды замечательных джазовых музыкантов – трубачей и пианистов, саксофонистов и тромбонистов, гитаристов, ударников, композиторов…



Первый конкурс молодых исполнителей советской песни


В 1981 году как снег на голову «упала» новость: в Днепропетровске решили проводить первый Всесоюзный конкурс молодых исполнителей советской песни. Он проходил на сцене только что построенного летнего театра парка имени Шевченко. Валерий Мякотенко возглавил штаб по проведению конкурса.

Съехались все знаменитости советской эстрады того времени. Достаточно сказать, что в состав жюри вошли Ян Френкель, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Евгений Крылатов, а оркестром дирижировал Юрий Силантьев. Легендарные имена! Всех этих необыкновенных людей надо было хорошо расселить, обеспечить питанием, транспортом... За это хлопотное дело взялся опытный администратор Валерий Мякотенко.


«Не удивляйтесь: вы в Днепропетровске!»


Прибывшие на конкурс артисты регистрировались в штабе.

В открытую дверь вошла симпатичная певица из Литвы. Сквозь слезы она сказала, что забыла дома концертный костюм. «Вечером вам доставят ваш костюм, - сказал он как отрезал, - успокойтесь, идите на репетицию и готовьтесь к выступлению».

Он позвонил в аэропорт, нашёл стюардессу самолёта, который в этот день летел в Вильнюс. Позвонил маме забывчивой конкурсантки и попросил подвезти костюм к справочному бюро аэровокзала. Там стюардесса его забрала и уже к вечеру обратным рейсом доставила в Днепропетровск. Удивлению конкурсантки не было предела! «Не удивляйтесь - вы же в Днепропетровске», - гордо произнёс Валерий Мякотенко, вручая заветное платье. Именно в нём Гинтаре Яутакайте стала лауреатом фестиваля!

А Борода не был бы самим собой, если бы сразу не придумал, как решить проблему.



Иосиф Кобзон



Это совершенно отдельный и необыкновенный человек в судьбе Мякотенко. Как известно, Кобзон учился в Днепропетровске, здесь же впервые вышел на сцену. С Мякотенко они дружили.

Грандиозный концерт по случаю 60-летнего юбилея певца состоялся в Москве, в Лужниках.


На концерт в Москву приехали и несколько днепропетровцев. В их числе, конечно же, был и Валерий Мякотенко.

Он привёз Иосифу Давыдовичу газету «Днепропетровск вечерний» с пожеланиями здоровья и сердечным приветом от земляков – на первой странице был запечатлён сам именинник во время его визита в Днепропетровск в мае того же года. Кроме того, ко дню рождения Иосиф Давыдович получил от днепропетровцев фарфорового козака и икону Святого Пантелеймона Целителя.


Валерий Михайлович вспоминает:


«Концерт начался в полвосьмого и закончился в два часа ночи. На сцене были оригинальные декорации – в виде обычного дворика, на одной из «стен» была закреплена табличка «Проспект Кобзона». Главным «дворником» района был Юрий Лужков, тогдашний мэр Москвы, ведущим концерта и по совместительству «начальником ЖЭКа» был Николай Басков, а местными днепропетровскими «хулиганами» – Лев Лещенко, Владимир Винокур и Александр Розенбаум. Много внимания на концерте уделялось украинским песням, они звучали в исполнении Таисии Повалий, Софии Ротару и, конечно, самого Иосифа Кобзона. За кулисами я передал ведущему записку с наилучшими пожеланиями Кобзону, и он прочитал её со сцены. Там, в частности, были такие слова: «У нас завтра День города, а мы с вами!».


«Борода и Ко»


Много сил и времени Валерий Мякотенко отдавал своей независимой творческой студии «Борода и компания». В основном, снимал видеофильмы. Очень хотелось Валерию Михайловичу воплотить в жизнь еще один из своих замыслов: снять сериал о почётных гражданах Днепропетровска. С легендарным лётчиком Виталием Попковым (дважды героем Советского Союза) записано четырёхчасовое интервью! Как и все другие работы творческой студии «Борода и Ко», это сегодня редкий документ эпохи.

Однако для того, чтобы показать их широкому зрителю, нужно заплатить за телевизионный эфир – и немало. Так что большая часть фильмов хранится в фонотеке и у тех, о ком, собственно говоря, они снимались, – у их героев. Думаю, они ждут своего времени.



«Истории с Бородой»


«История с бородой» – так говорят о чём-то старом, устаревшем… А мы – о другом!

На днепропетровском телевидении была серия передач, которая так и называлась – «Истории с Бородой». Валерий Мякотенко приглашал в студию интересных ему людей и беседовал с ними.

Валерий сегодня считает эти истории едва ли не самым главным делом своей жизни. Эти истории остались в памяти жителей Днепропетровска. Главное, что своих гостей в программу он приглашал сам, т.е. сам решал, кто будет его гостем. Этих передач сохранилось ни много ни мало целых 135! Их можно увидеть и сегодня – они выложены в Ютюбе.

Среди героев «Историй с Бородой» - были музыканты и депутаты, политические деятели и бизнесмены, губернаторы и педагоги…


Главное – любимое творчество


…За всей этой массой проектов – осуществлённых и оставшихся только в задумках – на общение с близкими, родными людьми – оставалось, к сожалению, немного времени. Об этом можно бы сегодня сожалеть, но Мякотенко не жалеет ни о чём! Ведь он отдавал свою жизнь главному – своему любимому творчеству.

+++

Дети выросли… Внуки (их четверо) называют его не иначе как Валера. А с женой Еленой они уже отметили золотой юбилей совместной жизни. Однако солидный супружеский стаж Валерия Михайловича ничуть не смущает. Они с супругой молоды душой. И именно о нашем герое днепропетровская рок-группа «Сад», написала когда-то отличную песню со словами: «Ерунда, ерунда, ерунда, что летят всё быстрее года…».


Весна, апрель


Для Валерия Мякотенко и его супруги Елены апрель каждого года знаменателен по-особому. Именно в апреле родилась их семья. 52 года вместе – это не так уж и просто...

«То, что столько лет существует семья, в первую очередь заслуга хранительницы семейного очага, «моей дорогой Леночки!», - подводит итог Валерий.

- Для Израиля, где мы теперь живём, весна тоже знаменательна: весной - день рождения государства. Вот поэтому мы сделали себе скромный подарок на годовщину нашей «весенней» свадьбы – поехали в Иерусалим, в столицу нашего государства. Как нелегко было молодой израильской армии в героической борьбе за независимость! Всё это мы прочувствовали в Национальном парке-музее. Посетили греческий ортодоксальный монастырь, который находится в квартале Катамон. Именно здесь, в Катамонах, был один из решающих боёв во время войны Израиля за своё существование. Этот бой очень повлиял на судьбу Иерусалима. Ну и главное. Посещение Национальной библиотеки еврейского университета. Один из самых больших витражей в мире. Это очень впечатлило! Мы многое увидели и узнали.


+++


Валерий и Елена прекрасно себя чувствуют в Израиле. Во время интервью Валерий не раз просил меня не забыть написать:

«Мы рады, что оказались в такой прекрасной и во всех отношениях теплой стране. Мы благодарны государству, которое заботливо печется о пожилых людях, пенсионерах».


… Один раз в жизни он всё же сбрил свою знаменитую бороду - из уважения к городской газете «Днепр вечерний».

Как-то журналисты подготовили о Валерии материал для рубрики «О людях хороших». Потом приехал фотограф и пояснил, что фото с бородой в газете не пройдёт, нужно побриться. Такими тогда были требования. Валерий наотрез отказался.

После этого ему позвонил ответственный секретарь газеты и стал уговаривать побриться - ведь гранки уже были готовы, недоставало только фотографии, и выход очередного номера оказался под угрозой. Учитывая, что это была первая публикация о нём, да ещё под рубрикой с таким названием, Валерий уступил. Но больше такого в своей жизни он не допускал.

Между прочим, «Бородой» нашего героя называли почти официально. Вот, например, старый репортаж в газете «Днепр вечерний» о конкурсе красоты, который устраивала газета. Цитирую: «… праздник вели Юлия Есаулова и Валерий Борода-Мякотенко...»

+++


Этим очерком я отмечаю свой небольшой юбилей. 15 лет тому назад, а точнее - в 2007 году в российском музыкальном научно-популярном журнале «Оркестр» вышел мой первый очерк. С тех пор на свет в различных газетах, журналах и книгах было опубликовано более 150 очерков, интервью, рассказов.

Издано шесть книг.

Жизнь продолжается!

34 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

БЫЛЬ И НЕМНОЖЕЧКО НЕБЫЛЬ

Платье моё голубое, как небо. Белая сумка под цвет облаков. Я - это быль и немножечко небыль. Я - это дом для души без замков. Чуть...

Comments


bottom of page