Глава из книги «Дорогами войны»
Июль 1942 года. Второй год войны. Ростов-на-Дону. В городе остались десятки тысяч евреев. В первые же дни оккупации был изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации. Жёлтые шестиконечные звёзды и запрет ходить по тротуарам – только по мостовым, отделили их от всего остального мира.
Мой дед Борух Шолом Зусман не покинул Ростов. И нельзя сказать, что он не мог этого сделать, равно, как не понимал, что ждет его с приходом фашистов. Но разве можно уехать, когда на руках больная и почти неподвижная жена. Её нельзя трогать, а значит, и увезти подальше от опасности.
Извечный вопрос: «Что делать?» Чтобы уцелеть, надо бежать и при этом покинуть самого близкого вам человека. А если не бежать? Тогда неминуема смерть. Есть ли выход из этого положения? Какое мужество требуется от человека, выбравшего смерть. Представьте на минуту, что Вы стоите перед таким выбором. Что Вы сделаете? Ваш близкий человек, ваш любимый человек обречён. Сбежите, куда глаза глядят? Не знаю, не знаю…
Борух принял решение. Он не уехал. И тем сознательно обрёк себя на гибель. Но остался Человеком. А это, поверьте, не просто.
Старый солдат, честно отслуживший положенный срок в царской армии, оставшись с женой, ждал… До войны он жил с ней в городе Кременчуге, а когда немцы стали подбираться к городу, моя мама приехала, помогла собрать вещи и вывезла их в Ростов. Ведь кто тогда мог подумать, что немцы доберутся до Ростова? А вот добрались. И уже десять дней Борух носит на груди жёлтую звезду и не ходит по тротуарам…
Различные заботы днём, что-то приготовить поесть, принести воды, ухаживать за женой, отодвигают мысли о грядущем. Но наступает вечер. Борух, оставшись с женой в подвале своей дочери Любы, закрывает на все засовы входную дверь. Не спится. Тяжёлые мысли одна за другой не дают уснуть. И проносится перед глазами жизнь. Семьдесят два года. Оно вроде бы и немало. Но как быстро они пролетели.
Как будто совсем недавно он был мальчишкой. Борух видит себя в бедной семье, в захолустном украинском еврейском местечке. На нём старая латанная, перелицованная одежда, перешедшая от старших. И малец, как мог, берёг ее, ведь он в семье не последний. И всегда хотелось есть. А когда хотелось очень сильно, он просил Бога, чтобы тот дал хоть немного хлеба, но, видимо, у Бога в это время были другие дела.
Однако Борух не унывал, разве мало у мальчишек всяких забот, более важных, чем чувство голода, и наставления родителей, и всякие запреты. Да разве вы не были молодыми и не знаете, что это такое. Вставая до рассвета, чтобы помочь взрослым по хозяйству и уходу за маленькими детьми, он несколько лет ходил в хедер – еврейскую школу, пел в хоре мальчиков в синагоге. И ничем не отличался в своем местечке от мальчишек, а потом и юношей, проходя путь, указанный ещё стариками. Это была их жизнь, это была и его жизнь. А ещё вдруг припомнилось, как на пурим он получал вкусные гоминташи – треугольные сдобные булочки с маком. «Ну, надо же, при чём тут гоминташи? Как будто больше нечего вспомнить». Мысли нарушает шорох скребущейся в углу мыши.
Глухая ночь, а всё не спится. Время от времени слышны крики немецких солдат, затем выстрелы.
Бегут годы. Борух видит себя юношей. У него, как у настоящего еврея, пейсы и бородка. Он усердно учит Тору, и она помогает ему забывать всё плохое, чем наполнена жизнь. И он благодарит Бога за всё, что Тот ему и всем евреям дал, даёт и сколько ещё даст. Вот Борух служит царю и отечеству, несёт исправную службу в конной артиллерии. Он крепкий парень, с детства привык обращаться с лошадьми, и такая служба ему не в тягость.
Мысли Боруха скачут по жизни, как по заезженной дороге, где рытвин и кочек больше, чем ровных мест. Мысли скачут, но не жалуется Борух на прожитую жизнь, ведь было в ней и немало хорошего.
Дети. Это хорошо, когда их много. В доме шум и гам, много, очень много новых забот, но радостно на душе. Ради этих забот и стоит жить. Выросли дети и разлетелись подальше от родительского дома. Нет их рядом, но теплеет стариковское сердце при воспоминании о дочерях и сыновьях. И уже под утро проскакивает мысль: «Дети… Как хорошо, что они сейчас далеко отсюда. Может быть, переживут эту страшную войну. И будет жить род. Жаль, это будет без меня… Вот только бы одним глазком взглянуть на них, одним глазком». Борух засыпает.
5 августа. Обычный ничем не примечательный день. Из лагеря для военнопленных пригоняют более десяти тысяч красноармейцев рыть большие ямы (размером 5×7 м и глубиной 3 м) и рвы на северо-западной окраине города и в балке Змиевской, пролегавшей рядом с городом. А затем этих военнопленных тут же расстреляли и сбросили в вырытые ими рвы и ямы.
9 августа. В городе опубликовали «Воззвание к еврейскому населению». Всех евреев обязали явиться к 8 часам утра 11 августа на шесть сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». За неявку – расстрел.
Они шли, надев всё самое лучшее, шли по мостовым. По мостовым… как скот. А с тротуаров на них смотрели люди, у которых не было желтых звезд. Смотрели кто с любопытством, кто с жалостью, кто с нескрываемой радостью.
Сборный пункт. Толпа в тревожном ожидании. Тихие, почти шепотом, разговоры. «Что слышно?», «Куда нас поведут?», «Где мы будем жить?», «Скажите, а по дороге нас будут кормить?» Вопросы, одни вопросы, ответов нет. Ведь никто в толпе и не мог ответить на них, да и отражали они не столько желание узнать хоть что-то, а только получить хотя бы малейшую искорку надежды. А вдруг всё будет хорошо, а вдруг не на расстрел.
Молчать в толпе нелегко. К тому же вы знаете, евреи никогда не молчат, ни тогда, когда им хорошо, ни тогда, когда им плохо. И всегда у них на всё про всё есть своё собственное мнение, которое надо не носить в себе, а обязательно сообщить другим. Но на этот раз своего мнения не было ни у кого. И вопросы шёпотом означали лишь тайное желание услышать в ответ хоть что-нибудь обнадёживающее, погасить расползающийся внутри страх.
Немцы – народ педантичный и пунктуальный. Тщательная проверка списков, чёткие отрывистые команды, подкрепляемые ударами прикладов, построение собравшихся в колонны. Тех, кто не может идти, опять же из гуманных соображений, направляют в автомашины-фургоны. Раз больных сажают в автомашины, решили в толпе, значит не всё так плохо. Значит, есть надежда.
Кто мог знать, что это душегубки. Едва отъехав, они начнут наполнять отработанным угарным газом кузова, умерщвляя находящихся в них людей.
Колонны по 200-300 человек со всех сборных пунктов, окружённые автоматчиками с овчарками, рвущими поводки, медленно идут за город к поселку Вторая Змиевка. И вот она – Змиевская балка. Крутые склоны, поросшие высокой травой, усеянные голубыми и сиреневыми цветами, белыми и жёлтыми ромашками, красными маками.
Кто знал об этой балке раньше? Разве охотники на зайцев, в большом количестве водившихся в округе. День был ясным, безветренным, тихим. Жужжали среди разнотравья пчёлы, потревоженные пришедшими людьми. Солнце, поднимаясь выше и выше, палило изо всех сил, словно пытаясь своим теплом обогреть души обречённых людей.
Целый день жители ближайших посёлков слышали стрельбу. К вечеру стихло. Вместе с ночью пришёл животный страх. Он исходил от сгустившейся, как густой липкий туман, тишины, заполнившей всё вокруг. Откуда она взялась, никто не знал, но она была повсюду, она стиснула сердца людей. Тишина кровоточила… Тишина кричала…
На следующий день всё повторилось. Снова целый день выстрелы. С перерывом на обед. К вечеру вновь стало тихо. «Переселение» евреев завершилось.
Мальчишки, которых ничто ни в какие века не могло остановить, ночью пробрались посмотреть, что там, в Змиевской балке. В ту ночь эти мальчишки стали взрослыми.
На дне балки земля шевелилась, дрожала, стонала. Густые травы поникли, политые кровью расстрелянных евреев.
Души двадцати семи тысяч убитых вопрошали: «За что?» Ответа не было…
Однажды я посетил это место. Автобус остановился неподалёку от мемориального комплекса, в каких-то ста-ста пятидесяти метрах. По одной из асфальтированных дорожек я спустился вниз, в балку. Вошел в мраморный пантеон. Внутри был полумрак, горел вечный огонь, стояла тишина, нарушаемая тихой и грустной мелодией. Я прикрыл глаза. Музыка, вырываясь откуда-то из глубины, проникала в каждую мою клеточку, её колебания сливались с колебаниями моей души. Исчезло время. Я растворился в этой музыке и ощутил себя стоявшим рядом с дедом на этом месте в тот августовский день. Дед молчал, но я слышал его мысли. Он молился. Он просил Бога: «Господи! Прошу Тебя, выполни мою последнюю просьбу. Не дай умереть моим детям и внукам от рук этих извергов. Прошу тебя…» Дальше его слова заглушили выстрелы.
Очень медленно я возвращался к действительности. Несмотря на жаркий летний день, в пантеоне было немного прохладно. Придя в себя, и ещё немного постояв, я вышел наружу. Солнце заливало всё вокруг. И я подумал: «До последнего звонка отвоевав, вернулись живыми его сыновья Изя и Боря. Немец, ведя на расстрел его дочь Лизу с сыном Яковом и мужем Иосифом, сказал им: «Бегите!» и выпустил из автомата очередь в воздух. Вероятно, услыхал Бог последнюю просьбу старого Боруха».
Тише, пожалуйста, тише…
Тише, пожалуйста, люди,
Тише, тише, тише…
По мостовой идут «юден»,
Шаг их историю пишет.
По мостовой, словно так надо,
Людское колышется стадо,
Не на прогулку, не в бой,
Людей ведут на убой.
Двадцать семь тысяч евреев Ростова
Идут в последний путь.
К тебе идут, Иегова,
Слепо надеясь судьбу обмануть.
Август, в разгаре лето,
Им сказали, что в гетто,
А их ведут на убой,
Боже! Души их упокой!
Кровью залита земля Донская,
Балка, запомните, Змиевская!
Ложатся рядами тела всё выше,
Люди, пожалуйста, тише, тише…
Спасибо, Толенька!
Светлая память всем погибшим...
Будь здоров и счастлив, дорогой!
Обнимаю